На нижнюю парковку Законодательного собрания подъезжают автомобили — какие-то с логотипом такси, какие-то без. Машины вызвали добровольцы в разных частях Новосибирска, но все они приехали по одному адресу, где перевозчикам устроили полную проверку. Едва из автомобиля выходил пассажир, к водителям отправлялись сотрудники ГИБДД, миграционной и налоговой служб.
Таксист в спортивных штанах, с колоритной азиатской внешностью явно растерян. Достает бумаги, звонит кому-то. Другой товарищ за баранкой вообще отказывается выйти. Трое из пяти приехавших таксистов утверждают, что они не на работе — мол, просто подвезли знакомых...
Концов не найдешь
— Вызывая такси, я попросила предоставить мне квитанцию строгой отчетности. Квитанцию дали, но, к сожалению, она не заполнена. Здесь должны быть Ф. И. О. заказчика, адрес, дата выполнения заказа, подпись, сумма прописью, — показывает бланк квитанции депутат парламента Елена Тырина, одна из пассажирок. — Есть печать, но мне было предложено внести данные самой. По печати мы сможем проверить, действующий ли это ИП, имеет ли право осуществлять пассажирские перевозки.
Не только парламентарий взяла квитанцию — еще двое пассажиров получили документ, когда обратились за ним к шоферам. Документ-то им дали, вот только оказалось, что в одном случае указанный там ИП ликвидирован, в другом найти организацию на сайте регионального управления Федеральной налоговой службы по ИНН не удалось.
— Получается, регистрируют ИП и ликвидируют, чтобы налоги не платить, а в другом случае это просто фиктивный документ — организации нет, — рассуждает Елена Тырина. — А ведь бумажки эти для того и нужны, чтобы по крайней мере понять, кто нас везет, по ним мы можем идентифицировать этих людей. Но вот такие «документы» — это подстава тех, кто пользуется услугами такси по работе. Мне рассказывали в Москве, что, когда в бухгалтерию предъявили квитанцию, выданную таксистом, найти концов не смогли…
Подвезли по дружбе
У сотрудника ГИБДД еще больше вопросов. Одного из водителей даже пригласили в инспекторскую машину.
— При проверке пяти транспортных средств было выявлено, что все пять водителей осуществляют перевозки в качестве такси нелегально, — разводит руками Антон Соколов, старший госинспектор по безопасности дорожного движения первого межрайонного отдела технического надзора и регистрации транспортных средств ГИБДД. — Отсутствуют путевые листы, предрейсовые медосмотры. То есть перед тем, как сесть за руль, водители не проходили проверку на состояние здоровья, утомленность и все остальное. А также все транспортные средства, все пять, не были проверены на предмет неисправностей.
По словам капитана полиции, все водители удивили единодушной реакцией: сразу заявили, что «везут своих знакомых и друзей» и что якобы никто отношения к перевозкам пассажиров не имеет.
— А трое из пяти сказали, что наклейки такси на машинах — это реклама, не более того, — вздыхает Антон Соколов.
Инспектор ГИБДД подчеркнул, что поездки на таком транспорте опасны: непонятно, в каком состоянии водитель, трезвый или под градусом, бодрый или уставший, да и техническое состояние автомобиля никому не известно.
Выяснилось, один из водителей такси занимался предпринимательской деятельностью без государственной регистрации ИП или юридического лица. По словам Дмитрия Приставки, заместителя начальника отдела оперативного контроля ИФНС России по Октябрьскому району, в действиях этого таксиста усматривается административное нарушение.
— Сейчас будет составлен административный протокол и направлен в Октябрьский районный суд для рассмотрения и принятия решения. Водителю грозит штраф от 500 до 2 тысяч рублей. И по месту жительства отправим материалы для привлечения к налогообложению, — заявил налоговик.
А у одного из водителей будут проблемы с миграционной службой: он вообще находится в России незаконно.
— Двое из пяти таксистов — граждане Киргизии, — рассказал Максим Беляев, инспектор отдела миграционного контроля УФМС России по Новосибирской области. — Один находится на территории России законно. Второму, как выяснилось при проверке, въезд закрыт. Скорее всего, он будет депортирован.
Претензии есть, рычагов нет
Инициатором акции стал «Народный контроль» партии «Единая Россия». По словам депутата Законодательного собрания Новосибирской области Алексея Александрова, проверки помогут четче отработать инициативы по изменению законодательства, касающегося таксомоторных перевозок.
— Результаты акции плачевные, — констатирует Алексей Александров. — Вы видите, претензии к работе таксистов есть у всех структур. А рычагов влияния нет!
И действительно. По словам госинспектора Соколова, на водителей, у которых нет разрешения, будут составлены административные протоколы, а материалы переданы в министерство транспорта для дальнейшей проверки. Будет оштрафован собственник транспортного средства, а компания такси никакой ответственности не понесет, «так как нет за это нарушение никакой ответственности», подчеркнул капитан полиции.
По словам Алексея Александрова, в настоящее время федеральное законодательство не устанавливает юридический статус тех же агрегаторов. Просто некие компании продают информацию о тех, кому надо переместиться из пункта А в пункт Б, тем, кто подключился к ним через интернет-приложение.
— К сожалению, нет на федеральном уровне закона, чтобы агрегаторы обязаны были проверять наличие разрешения на осуществление пассажирских перевозок. Впрочем, один из агрегаторов, действующий на территории России, начал проводить такие проверки в некоторых регионах страны. Но этого мало, — подчеркнул депутат. — Нам нужно изобрести такой закон, чтобы устранить все несоответствия и вынудить людей, работающих в отрасли, быть законопослушными перевозчиками.
Такси вслепую?
Суд Новосибирска признал деятельность ООО «Лидер-Н» создающей опасность.
Прокуратура Новосибирска проверила деятельность ООО «Лидер-Н», оказывающего информационные услуги водителям, не имеющим разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
Установлено, что организация по телефону, через Интернет и мобильное приложение Rutaxi.ru принимает заявки, размещает их в сформированной базе и обеспечивает к ней доступ водителям, которые зарегистрировались на электронной информационной площадке. Таким образом организация фактически выполняет функцию диспетчерской службы.
Как сообщили в прокуратуре, организуя пассажирские перевозки легковым такси, ООО «Лидер-Н» не владеет информацией о наличии у водителей права на управление автомобилем, о состоянии их здоровья и техническом состоянии автомобилей, не знает, есть ли разрешение на перевозку. Выявлен целый ряд нарушений законодательства. Водители не имели путевого листа, не проходили предрейсовые медицинские осмотры, не страховали гражданскую ответственность перевозчика, не выдавали клиентам чеки, на автомобилях отсутствовала цветографическая схема, опознавательный фонарь «такси» оранжевого цвета и так далее.
Прокуратура направила в суд исковое заявление о признании деятельности фирмы по заключению договоров с водителями, не имеющими разрешений на перевозку пассажиров, незаконной и создающей опасность причинения вреда. Суд удовлетворил эти требования.
КОММЕНТАРИИ
Андрей БЕНИМЕЦКИЙ, начальник управления организации пассажирских перевозок министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:
— Проверки министерства транспорта деятельности легкового такси проходят регулярно, дважды в месяц. В них участвуют сотрудники ГИБДД, ОБЭП, министерства. Результатом всегда становится задержание нелегальных таксистов. Сегодняшняя акция, проведенная по инициативе депутатов Заксобрания, показала, насколько ситуация с перевозками такси обострена. Ни у одного из пяти водителей не было полного комплекта документов. У двух из пяти не было разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, которое выдает минтранс региона. У большинства отсутствовали путевые листы. И мы обращаемся к депутатам за помощью в изменении как федерального, так и регионального законодательства.
Александр МЕЛЬНИКОВ, представитель общественного совета по развитию такси в регионах РФ:
— На сегодняшний день министерством транспорта Новосибирской области выдано 3 267 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. А количество нелегальных перевозчиков в Новосибирске приблизительно в десять раз больше. Рекомендация: на сайте регионального минтранса есть реестр выданных, а также аннулированных разрешений. Каждый может зайти на сайт и посмотреть, имеется ли у того или иного автомобиля разрешение, так как в большинстве случаев сервис по заказу такси предоставляет информацию о госномерах. Мы сами пробовали, это занимает две-три минуты. Сейчас в ряде регионов уже запущены приложения, пользователь может скачать их на смартфон и посмотреть, имеется ли у водителя разрешение: приложение сверяется с реестром. Что касается проблем в отрасли, то они носят законодательный характер. Сейчас в первом чтении прошел новый законопроект о такси, который расставит все по местам. Все будет более прозрачно, чем сейчас.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №15 за 10 апреля 2019 года