В конце прошлого года Госдума РФ ФС приняла поправки в градостроительный кодекс и ряд других федеральных законов, которые позволяет применять новые инструменты управления строительством на территории муниципалитетов – это комплексное развитие территорий.
У ранее существовавших инструментов программы комплексного устойчивого развития территорий существовали недостатки – два примера из них привел губернатор.
«Парадоксальная ситуация, но зачастую муниципалитеты не могли решить важные социальные задачи. Например, размещение школ и детских садов в центре быстрорастущих микрорайонов. Вроде бы – необходимость есть, а поместить школу в наиболее удобное для жителей района место – нельзя: там находятся в частной собственности сараи или другие не самые современные здания. Муниципалитеты ранее не имели права выкупить эти объекты для размещения социальных зданий».
Другой пример – точечная застройка в частном секторе. По словам губернатора, это проблема касается не только городов Новосибирской области, формировалась она на протяжении десятилетий.
«Застройщики постепенно выкупают земельные участки и строят там многоэтажку. А вокруг – частные дома, деревяшки, остается три-четыре дома, территория становится непривлекательной. У муниципалитета появляется проблема – что с этим делать? Или появляется еще один застройщик, который в этом месте пытается поставить еще одну «свечку» – со всеми вытекающими конфликтами против точечной застройки», – сказал Андрей Травников.
Губернатор считает, что новые инструменты комплексного развития территорий (КРТ) позволяют решать, в том числе, и эти сложные ситуации.
«Инструмент комплексного развития территорий при грамотном его использовании позволяет разрешать сложные ситуации, в том числе связанные с размещением социальных зданий – школ, детских садов», – отметил губернатор Андрей Травников.
О правовом регулировании комплексного развития территорий проектах комплексного развития жилой застройки и незастроенных территорий участникам оперативного совещания доложил министр строительства региона Иван Шмидт.
В декабре 2020 года в Градостроительный кодекс были внесены изменения, которые дали старт для реализации совершенно нового механизма – комплексного развития территорий (КРТ). При этом создание нормативной базы для регулирования КРТ в большей степени отдана с федерального на региональный уровень. Перед регионами была поставлена задача запустить механизм КРТ на всех этапах: от создания нормативно-правовой базы – до практического применения нового инструмента.
Первым шагом для создания нормативно-правовой базы в Новосибирской области стало принятие закона № 86-ОЗ, который разграничил сферы ответственности между областными органами государственной власти. Вслед за этим основополагающим документом правительством Новосибирской области, министерством строительства Новосибирской области и министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области приняты еще 11 нормативных правовых актов, необходимых для реализации нового механизма КРТ. Принятые документы подготовлены с учетом лучших практик других субъектов Российской Федерации, а также рекомендаций Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Руководитель регионального минстроя в своем докладе сообщил, что муниципальными образованиями Новосибирской области определены 25 территорий, подлежащих комплексному развитию. Общая площадь территорий – 191,93 га, на данных площадках планируется построить 4,26 млн кв. метров жилья.
Также прорабатывается план освоения трех незастроенных территорий, подлежащих комплексному развитию. Площадь этих территорий – 935,4 га. Здесь планируется построить 1,55 млн кв. м жилья, а также объекты науки и высокотехнологичных производств – территория инновационной и научно-образовательной деятельности «СмартСити Новосибирск», территория поселка Ложок Барышевского сельсовета, территория земельного участка в п.Тулинский.