От 48 до 49 рублей – примерно таков разброс цен за литр одного из самых ходовых видов бензина АИ-95 на заправках Новосибирска. Многие помнят, как в начале года это топливо стоило на 1-2 рубля дешевле. К ситуации даже подключилась ФАС, но нарушений не нашли. Ситуация по всей стране – одна и та же. Эксперты отмечают: в рознице цены прибавили около десяти процентов.
«Розничная цена напрямую привязана к оптовой цене. А вот оптовая цена в этом году на разные виды нефтепродуктов выросла от 30 до 40 процентов», – сообщила руководитель ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь – ГСМ» Юлия Золотовская.
Для того, чтобы подобного роста не было, еще в 2019 году в стране ввели механизм демпфера. Он предполагает компенсацию нефтяным компаниям за переориентацию на внутренний рынок. Иными словами, высокая цена на нефть стимулирует продавать ее на экспорт, а внутри страны возникает дефицит. Высокий спрос порождает и рост цен на топливо. В год власти тратят до 300 миллиардов рублей из федеральной казны в качестве компенсации выпадающих доходов нефтяников.
«Индикативная цена, от которой государство компенсирует, достаточно высокая. Нефтяные компании, как они считают, получают в рамках демпфирующего механизма недостаточные компенсации. Чем ниже эта индикативная цена, тем больше будет выплачиваться нефтяным компаниям компенсаций», – сообщила руководитель ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь – ГСМ» Юлия Золотовская.
Пока же аппетиты нефтяников сдерживает страх административного давления контролирующих органов. Например, ФАС. Но на днях российские власти задумались над пересмотром демпфирующего механизма. Новые правила могут вступить в силу уже в январе и весной 2022 года. Тем временем жители Новосибирской области мало интересуются, каким образом будут сдерживать цены.
«Это несправедливо по отношению к населению. Тем более в то время, когда для основной массы людей проблематично где-то заработать деньги. Было бы неплохо, если бы литр рублей 35 стоил», – говорит житель Новосибирской области Виктор Якубовский.
О снижении цен, кстати, тоже можно говорить, потому что в этом году на некоторых сетевых АЗС города по ряду видов топлива была отрицательная маржинальность. Но глобальных изменений в ценообразовании без политических решений ждать не стоит.
Одним только демпферным механизмом сдержать рост цен на топливо на внутреннем в рынке в России не получится. Как считают эксперты, надо пересматривать налогооблагаемую базу. Поскольку в стоимости литра бензина значительную часть составляют именно акцизы и налоги. В частности, весомую роль играет налог на добычу полезных ископаемых. И если федеральные власти когда-либо пересмотрят его в сторону уменьшения, то и стоимость топлива на внутреннем рынке также может снизиться.