Это не прихоть операторов: с 1 июня 2018 года вступили в силу поправки в закон «О связи». Теперь операторы мобильной связи обязаны проверять достоверность регистрационных данных о клиенте. Проверке подлежат и Ф.И.О., и дата рождения, и место жительства, и прочие реквизиты документа, удостоверяющего личность. Если данные окажутся ошибочными или неактуальными, например, поменялся паспорт или место жительства, согласно новому закону, оператор обязан приостановить оказание услуг связи.
Пользователи мобильных телефонов заволновались, ведь многие покупали симки с рук или брали у приятелей, с которыми давно не поддерживают общение. Неужели такие «серые абоненты» окажутся без связи? Мы спросили об этом у сотовых операторов.
«У клиентов, чьи данные по договору внесены некорректно, могут возникнуть сложности с услугами оплаты, переводов, а также связи», — предупредили в компании «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн»). Зато МТС успокаивает: по их мнению, под новый закон попадают лишь недавно приобретенные сим-карты. «Как следует из этого закона, его действие распространяется на новых абонентов, заключивших договор об оказании услуг связи после 1 июня текущего года, и не предусматривает тотальную проверку существующей базы данных. Это сбалансированный закон, который поможет сократить долю серых сим-карт на рынке», — заключили представители сибирского отделения МТС. Tele2 дал полугодовую отсрочку тем, кто попал под угрозу отключения: «Если абонент не успевает обратиться в салон связи до 1 июня, то это в любом случае необходимо сделать в самые кратчайшие сроки, чтобы избежать вынужденной приостановки предоставления услуг связи. Если в течение шести месяцев абонент не устранит нарушение, оператор связи вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг». При этом на вопрос, прогнозируют ли операторы отток абонентов из-за нового закона, не ответил ни один из большой четверки. Как и на вопрос, как быть тем, кто живет в десятках и сотнях километров от ближайших салонов связи.
Действительно, далеко не все имеют в шаговой доступности салоны связи, другие не могут прийти в офис по причине инвалидности. Увы, подтвердить свои паспортные данные по телефону не представляется возможным. «К сожалению, мы не можем подтвердить корректность предоставленных данных без их очной сверки с паспортом клиента, — сообщили VN.ru в Tele2. — Поэтому абоненту необходимо подойти в любой ближайший салон связи с паспортом. Сейчас мы работаем над внедрением других механизмов идентификации абонентов, как только они будут доступны, мы обязательно сообщим».
Получается, в деревнях и селах без связи останется добрая половина жителей, ведь многие подключали целую семью на один паспорт — смысл ехать всей оравой за десятки километров, если можно оформить несколько сим-карт на одного члена семьи? Или придется менять номер, приобретая новые сим-карты? Вопросы эти так и остаются открытыми.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №23 от 8 июня 2018 года