Новосибирск 31.8 °C
  1. ТРАНСПОРТ
  2. История

Раскрыта тайна крушения первого пассажирского самолета из Новосибирска

Раскрыта тайна крушения первого пассажирского самолета из Новосибирска
Иллюстраци предоставил Константин Голодяев
Много шуму наделала недавняя аварийная посадка пассажирского самолета Airbus A320 в Убинском районе. Чрезвычайные ситуации в воздухе случались всегда. Вот одна из историй давних лет.

Ровно 100 лет назад — в сентябре 1923 года в Новосибирск прибыл первый базовый пассажирский самолет. Это был четырёхместный «Юнкерс», пролетевший из Москвы в Новониколаевск три тысячи километров. В марте того года в РСФСР было создано общество друзей воздушного флота — «Добролет». Агитировали, собирали деньги на строительство самолетов. «Добролет» просуществовал до 1930 года, а затем на его основе возник «Аэрофлот».

Нашему первому пассажирскому самолету дали имя в традициях того времени — «Сибревком». Именно он породил мечту Саши Покрышкина стать летчиком. Покрышкин вспоминал: «Мы, мальчишки, обладая таким преимуществом перед взрослыми, как быстрые босые ноги, примчались к плацу первыми и, хотя у самолета уже стояла охрана, кое-как протиснулись к нему. Я робко притронулся к холодному крылу машины и вдохнул незнакомый теплый маслянистый запах, струившийся от мотора. Как знать, может быть, именно ощущения тех счастливых минут предопределили мое будущее».

cf713dd21c056b75315a397cb3d17a91.jpg

«Сибревком» летал с агитационными рейсами по всей Сибири и собирал пожертвования в пользу Осоавиахима. Это судно благополучно выполняло свою работу вплоть до аварии в июне 1928 года.

Пилотом «Сибревкома» был опытный летчик Николай Иеске, механиком – Николай Брянцев.  

14 июня 1928 года «Сибревком» вылетел из Бийска в Красноярск, чтобы далее следовать в Иркутск и Якутию. Агитоблет должен был разъяснять сущность Женевской конференции, способствовать подготовке к «Неделе Обороны» и попутно распространять акции «Добролета» среди трудящихся масс. Из-за плохой видимости экипаж заблудился, топливо кончилось, и самолет аварийно сел в тайге, на болото, которое с высоты напоминало луг. Машина перевернулась. Выбравшись из болота, обсохнув, летчики и бывший с ними молодой корреспондент газеты «Звезда Алтая» пошли искать жилье.

  • 14461ecd8708c9c9a1b32cdc3d5d6cef.jpg
  • f7161cf8a1a7965ceedd87b6f005f774.jpg

Об исчезновении самолета газеты забили тревогу. Осоавиахим объявил награду – 500 рублей.

Самолет обнаружили местные крестьяне, однако сразу подойти к «железной птице» испугались. Подбирались вооруженными группами.

Как рассказал VN.ru известный новосибирский краевед, сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев, пилоты шесть суток шли по тайге! На третий день они попали в лесной пожар и укрывались от огня в болоте. Сильный дождь позволил идти дальше.

«Иеске удалось подстрелить сначала бурундука, потом глухаря. Пили воду из луж, ели и лягушек. Почти отчаявшись, вышли на тропу, а по ней к реке Чулым, где наконец-то встретили рыбака, который отвез их в ближайшую деревню Амачеево. Оттуда летчики вернулись к месту аварии, закрепили самолет и выставили около него охрану из местных крестьян», — говорит Константин Голодяев.

22101352.jpg

Специально созданная комиссия не нашла в случившемся вины экипажа – «обычный эпизод летной жизни». Она отметила, что «летчики вели себя самоотверженно и в первую очередь ставили себе целью сохранение самолета, рискуя своей жизнью».

Прославленный самолет доставили в Ачинск для ремонта. Однако вернуть его к жизни не смогли. Причем механику Брянцеву во время ремонта оторвало два пальца. В итоге машину разобрали, погрузили на платформы и отправили по железной дороге в Иркутск. По одной из версий, там его капитально отремонтировали и продали Ленинградскому отделению Осоавиахима.

 

Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: