О том, насколько бизнесу Новосибирской области могут быть интересны подобные форматы работы и каковы перспективы государственно-частного партнерства у нас в регионе, мы побеседовали с директором центра развития ГЧП Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Алексеем Коваленко.
Плюсы этого механизма для публичной стороны (региона или муниципалитета) понятны: это получение необходимой инфраструктуры «здесь и сейчас» с возможностью рассчитаться за ее создание или реконструкцию в будущих периодах. А почему бизнес заинтересован в реализации проектов ГЧП и МЧП в Новосибирской области?
– В текущей экономической реальности государство как партнер – один из самых надежных. Инвестор получает долгосрочное взаимодействие на условиях, закрепленных в соглашениях, и таким образом имеет возможность окупить вложенные инвестиции, – рассказывает Алексей Коваленко.
«Такой механизм интересен только для крупных проектов!» – скажете вы. Но это далеко не всегда так. К примеру, наибольшее число концессий в России – соглашения о создании или реконструкции объектов ЖКХ (котельные, сети, скважины и др.). Такие проекты закрывают потребности поселений вне зависимости от их величины и не требуют сотен миллионов рублей инвестиций.
Для муниципалитетов наиболее актуальны коммунальные объекты по тепло и водоснабжению, – продолжает Алексей Коваленко. – Инвестор реконструирует изношенные сети (часто они находятся в достаточно ветхом состоянии) и за счет установленного тарифа окупает вложенные инвестиции. Происходит это благодаря технологической оптимизации: установке более современной техники, автоматизации процессов.
Проблему изношенного коммунального хозяйства с помощью механизма МЧП уже решили в Маслянинском районе и городе Оби. Инвестор реконструировал муниципальные котельные и сети. В результате значительно снизились потери энергии, а население бесперебойно получает услуги по подаче горячей воды и отопления.
Также на территории Новосибирской агломерации очень много объектов незавершенного строительства, которые необходимо вовлекать в хозяйственный оборот. Это здания заброшенных больниц или детских садов – их можно реконструировать и превратить в современные объекты социального обслуживания населения, например в дома престарелых. Для этого также может быть использован механизм МЧП.
В соглашении между муниципалитетом и инвестором обговариваются риски реализации проекта, а также пути их преодоления.
– Например, если в проекте есть доля импортного оборудования, которое на территории РФ не производится, для инвестора имеет большое значение стабильность курса рубля по отношению к иностранным валютам. Если курс растет, то растет стоимость такого оборудования, а следователь но, увеличивается и объем необходимых инвестиций. В соглашении можно закрепить варианты выхода из подобных ситуаций.
Как отмечают эксперты, идея ГЧП заключается в использовании ресурсов бизнеса и усилий органов власти для качественного улучшения объектов инфраструктуры общего пользования. Но и бизнес выигрывает: он зарабатывает в стабильных условиях.
Опубликовано в газете «Аэро-Сити» №20 от 13 мая 2020 года