Пока жители Новосибирской области не проявили особого рвения по вложению денег в новое жилье. Падение курса рубля может отразиться на рынке недвижимости только в том случае, если это станет долгосрочной тенденцией. Эксперты не исключают, что у людей сейчас нет средств, аналогичных накоплениям во время кризисов 1998 и 2008-2009 годов. Продавцы новых автомобилей также не заметили ажиотажа в дилерских центрах, однако их беспокоит сокращение поставок машин с заводов изготовителей из-за эпидемии коронавируса.
Недвижимость: что осталось под матрацем?
Директор независимой исследовательской и брокерской компании RID Analytics Елена Ермолаева считает, что падение курса рубля может отразиться на рынке недвижимости только в том случае, если это станет долгосрочной тенденцией.
«Ситуация разноплановая. Если у людей есть деньги «под матрацем», то они будут их тратить на что-либо: валюту или недвижимость. Скорее всего, спрос на недвижимость будет меньше, чем в 2008-2009 годах, сейчас у людей нет накоплений - все в ипотеке, в кредитах и т. д. Тем не менее, в какой-то степени отложенный спрос может реализоваться», - считает аналитик рынка недвижимости.
Читайте также: "Симптомы коронавируса и гриппа: в чем разница?"
По словам эксперта, если в долгосрочной перспективе доходы населения упадут, при этом будет происходить виток роста цен на все импортные товары, это может привести к долгосрочной стагнации и снижению цен, период может продлиться очень долго. То есть, рынок будет искать новое дно.
Стабильно идут продажи дорогих квартир – от 6-7 млн рублей и выше. А середина просела. Фото Алексея Танюшина.
«Отложенный спрос, даже если он и реализуется, будет небольшим всплеском на рынке недвижимости. Но этот рынок достаточно инертный, соответственно, он реагирует на изменения в экономике с определенным временным лагом. В последнее время цены росли. Возможно, пришло время им снизиться», - говорит Елена Ермолаева.
Риелтор одного из крупных агентств недвижимости Новосибирска в беседе с корреспондентом VN.ru пояснил, что укрепление доллара и падение рубля пока никак не отразились на картине спроса на недвижимость: «Народ не ломанулся срочно скупать жилье. Проблема в другом – люди продают недвижимость, а покупателей нет, наиболее остро это наблюдается в среднем сегменте. Хорошо продается недорогое жилье, стоимостью не более 1,5 млн. рублей, это ипотечный сегмент. Стабильно идут продажи дорогих квартир – от 6-7 млн рублей и выше. А середина просела. Причем, эти процессы наблюдались еще до роста доллара».
Дилеры ждут перемен
Представители официальных автодилеров не спешат с прогнозами, внимательно наблюдая за курсом доллара по отношению к рублю - рынок продаж новых автомобилей крепко привязан к этому соотношению.
«Пока еще сложно ответить на этот вопрос, потому что неизвестно – разовый это скачок (курса доллара, - прим. ред) или будет продолжаться», - поясняет Анастасия Бурматова, маркетолог компании «Альбион-Моторс», официальный дилер Jaguar Land Rover в Новосибирске.
«Сегодня какие-то конкретные выводы мы еще сделать не можем, но некоторое оживление замечаем, - говорит управляющий директор автосалона Lexus компании «Ярс-Моторс» Николай Видинеев. - Трафик (клиентов) и интерес увеличился, но это и логично для текущего времени года».
По словам директора автосалона, текущая ситуация с курсом рубль-доллар и паникой из-за коронавируса сейчас никак не отражается на рынке, но в перспективе можно ожидать «традиционный для таких случаев всплеск продаж, мотивированный тем, что будет пропорциональное удорожание сменившемуся курсу валют».
Продавцы новых бюджетных автомобилей и класса масс-брендов в беседе с корреспондентом VN.ru пояснили, что закупки крупных партий машин у импортеров уже сделаны, цены определены, пока нет весомых оснований их менять. Более того, цены на новые автомобили в России с начала 2020 года продолжают расти, несмотря на сокращение рынка. В первую очередь, из-за утилизационного сбора (на 2-3%), из-за официальной инфляции около 4-5% (поэтому повышение цены составит 6-8%).
Продавцов волнует, что поставки ряда моделей на российский рынок могут сократиться из-за эпидемии коронавируса. Так, корейские автопроизводители Huindai и KIA недавно объявили о приостановке работы некоторых конвейеров из-за нехватки деталей, возникшей на фоне коронавируса в Китае.
Как сообщила агентству «Автостат» начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева, сейчас завод Hyundai в Санкт-Петербурге работает в обычном режиме.
«Мы внимательно следим за развитием событий в Китае и его последствиями, учитывая сложный взаимосвязанный характер глобальных цепочек поставок в автомобильной промышленности. Будем продолжать применять все меры предосторожности для защиты нашей производственной деятельности», – заявила Мария Мальцева.
Все последние новости о коронавирусе в режиме онлайн: статистика, карта распространения, симптомы болезни, борьба против пандемии и ее экономические последствия - в нашей рубрике «Коронавирус».