Как известно, в православии среда и пятница – дни постные. Правила эти установлены ещё в первохристианские времена в воспоминание о предательстве Иуды Искариота (в среду) и распятии Христа (в пятницу). Редкий христианин позволит себе съесть мясо в эти дни, а если позволит, то согласно Правилам святых апостолов «да будет отлучён». Но поскольку правил без исключений не бывает, то и в церковном уставе оговорены особые дни, когда пост в среду и пятницу отменяется. Это особые недели, которые называют сплошными.
Вот и следующая неделя в церковном календаре сплошная. А называется она неделей (или по-церковному седмицей) «мытаря и фарисея». В эти дни Церковь вспоминает евангельский сюжет о фарисее (законнике, до мелочей исполняющем все религиозные предписания), который, стоя в храме, хвалил себя за то, что он постится, отдаёт в церковь десятину, и вообще, благочестив и законопослушен. Здесь же находился мытарь (сборщик налогов) – презираемый в иудейском обществе человек, который в знак раскаяния бил себя в грудь и молился Богу о прощении.
Смысл этой притчи в том, что раскаявшийся грешник для Бога желаннее, чем самодовольный законник, считающий себя безгрешным. Недаром неделей «мытаря и фарисея» начинается подготовка к Великому посту, который начнётся через три недели.
И ещё об одном событии вспоминают в эти дни. В некоторые времена в православной среде объявились свои фарисеи, которые постились сверх меры и вообще мясо не ели. Тех же, кто мясо ел, новые фарисеи страшно презирали и осуждали. В противовес этим гордецам Церковь и ввела накануне Великого поста специальную неделю, в среду и пятницу которой все должны «есть мясо и проклинать еретиков».
Современные практикующие православные в эту неделю в среду и пятницу едят мясо с удовольствием, но вот от проклятия еретиков большинство всё же воздерживается. Во-первых, чтобы через осуждение не превратиться в тех же самых фарисеев, а во-вторых, чтобы осуждать еретиков, нужно быть уверенным, что сам к ним не относишься.