История праздника
Случилась эта история в Малой Армении – области древней Византии (современная Турция) около 320 года. Несмотря на то, что император Константин ещё 313 году выпустил Миланский эдикт, даровавший свободу вероисповедания, в отдельных ему неподвластных районах христианство считалось вредной сектой, и приверженцы Христа жестоко преследовались. Военачальники, узнав, что среди их воинов 40 человек исповедуют христианство, стали их уговаривать отречься от этой веры и принести жертву языческим богам. Но воины были непреклонны.
Тогда их отдали на мучения. В том году в начале марта (в IV веке – это 9 марта по действующему тогда юлианскому календарю) неожиданно наступил лютый мороз и расположенное рядом с городом Севастийское озеро замёрзло. Воинов раздели и поставили на лёд озера, на берегу же растопили жаркую баню. Во время жуткого мороза эта жаркая баня стала великим соблазном для мучеников. Один из них не выдержал холода и бросился в баню, но как только он переступил её порог, упал мёртвым.
Все стражники, охранявшие страдальцев, спали, кроме одного. Вдруг он увидел, как на мучеников с неба спускаются светлые венцы. Он насчитал их 39 и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда стражник воскликнув: «И я христианин!», снял с себя одежду и присоединился к мученикам. Все 40 мучеников были казнены.
Почитание на Руси Севастийских мучеников
Долгое время этот праздник ничем не отличался от праздников в честь других святых христианских мучеников. Но с XIII века, когда болгарский царь Иван II Асень в ознаменование важной воинской победы построил храм во имя 40 Севастийских мучеников, празднование это стало популярным среди славян. Считалось, что дать родившемуся мальчику имя в честь одного из Севастийских мучеников, значит обеспечить ему благочестивую жизнь. А среди мучеников были воины с такими популярными на Руси именами, как Александр, Афанасий, Валерий, Иоанн, Ираклий, Кирилл, Леонтий, Николай.
Этот праздник всегда приходится на Великий пост и он особо выделается как в календаре православных праздников, так и в трапезе христиан. В будние дни Великого поста в понедельник, вторник и четверг литургии не бывает, а в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвящённых Даров. Но на праздник 40 Севастийских мучеников, пришедший на любой будний день, эта литургия совершается всегда.
В православной традиции жаворонки символизируют летящие к Богу души святых мучеников, пострадавших за Христа. На Руси прилёт жаворонков связывают с наступлением весны. 22 марта считается вторым празднованием начала весны (первое было на праздник Сретения, а третье будет в праздник Благовещения). Обычно хозяйки, изготовив «жаворонков», нанизывали несколько штук на прутья и раздавали их детям. Ребятишки несли сладкие подарки на самую высокую горку и там громко выкрикивали различные стишки, призывающие весну.
Рецепт изготовления праздничных «жаворонков» в Великий пост
Замешанное пресное тесто делится на равные шарики. Из каждого шарика раскатывается жгутики по 15 см длиной, которые завязываются в узелок. После чего можно приступать к декору. В верхней части вытянуть тесто, сделав клюв, и по бокам прикрепить изюм, как глазки (эти места лучше предварительно проколоть деревянной зубочисткой). В нижней части сделать надрезы, чтобы получился «хвостик». Для придачи коричневого цвета обмазать «жаворонки» крепким чаем. Разогреть духовку до 180–200 градусов и поставить туда противень с пресными булочками. Выпекать около 20 минут. Готовые «жаворонки»смазывать растительным маслом.