Корней Чуковский остается самым известным и любимым детским писателем. По итогам прошлого года в категории детско-юношеской литературы его книги были выпущены самым большим тиражом. Неугасающая популярность автора «Айболита» и «Тараканища» связана с тем, что его стихи легко запоминаются и даже успокаивают детей, уверены эксперты.
По данным мониторинга Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), в 2016 году доля детской и юношеской литературы составила 18 % от общего тиража выпущенных книг. Самым популярным детским автором оказался Корней Чуковский. Общий тираж его книг достиг 2,35 млн экземпляров. На втором месте — Агния Барто (1,198 млн), на третьем — детский поэт и сказочник Владимир Степанов (909 тыс.). Также в топ вошли: автор «Приключений Незнайки» Николай Носов, Ганс Христиан Андерсен, Александр Пушкин и Самуил Маршак.
Писатель-фантаст Дмитрий Богуцкий рассказал «Известиям», что в сегменте литературы для малышей пока не появилось имен, сопоставимых с Чуковским и Барто. К тому же книжки маленьким детям покупают родители, а они предпочитают поэтов и писателей собственного детства.
Завуч «Дудинской гимназии» Ольга Доможирова считает, что стихи Чуковского и Барто дети легко запоминают. Также они хороши для развития памяти ребенка. Эти поэты писали для детей понятно, красочно и образно, в соответствии с детским восприятием мира.
— На этих стихах воспитывались современные родители, они помнят многие из них наизусть, поэтому им легче передать ребенку смысл, настроение, мораль произведения, — сказала Доможирова.
Современные же авторы, по ее словам, часто экспериментируют с рифмой, и родителям сначала нужно растолковать стихи самим себе, а лишь потом читать ребенку.
Писатель, лауреат премии правительства РФ в области культуры Борис Евсеев рассказал «Известиям», что стихи Чуковского до сих пор популярны, потому что он был не только детским писателем, но и серьезным литературоведом.
– В основе «Айболита» — английская сказка Хью Лофтинга. «Тараканище» тоже не простая вещь: сказка основана на элементах литературной пародии, — сказал Борис Евсеев.
Сказки же Пушкина, занявшие восьмое место по объему тиражей, по словам писателя, для современных детей вовсе не предназначены.
— Там настоящий русский язык, виртуозная, лишь маскируемая под простоту, образность. Не каждому современному взрослому такие сказки по силам, — уверен он.
Доцент кафедры филологического образования Московского института открытого образования, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Москвы, член ОП РФ Роман Дощинский сказал «Известиям», что с психологической точки зрения у детей природная тяга к стиху. Ритмичность оказывает гипнотическое воздействие. Ребенок хочет чувствовать себя в комфортной среде, а комфортность создается ритмом, предсказуемостью. Детям нравятся стихи, в которых повторяются куплеты, как у Чуковского.
– Сергей Михалков не так популярен в силу того, что его произведения, тот же «Дядя Степа», — попытка говорить с ребенком на недетские темы. А у Чуковского и Барто меньше нравоучений и больше свободы, — сказал эксперт.
Также, по мнению экспертов, Чуковский любил анализировать детскую речь. В его стихах — дух детской ритмичности и поле для творчества.
Материал опубликован в газете «Известия» 18 августа 2017 года
Комментарии