Учитель физики Ольга Заковряшина вспоминает, что еще в 1996 году инженерный лицей НГТУ создавали для подготовки инженеров. В 2010 он вступил одним из первых в региональный проект спецклассов. Некоторые занятия проводят университетские преподаватели, после восьмого класса начинается инженерно-технологическая практика на предприятиях. Потому и успехи у школьников есть на всероссийских международных турнирах.
«На полигоне турнира юных физиков дети все делают своими руками. Это большая исследовательская и практическая работа. Нужно уметь выточить деталь, сделать ее на 3D принтере, использовать в эксперименте, измерить. Причем, измерительная техника сейчас очень сложная. Порой мои дети больше умеют, чем я сама», - рассказала учитель физики, педагог-организатор исследовательской деятельности учащихся инженерного лицея НГТУ Ольга Заковряшина.
Влад Лебедев мечтает развивать альтернативные источники энергии. Говорит, его мотивирует класс - настоящая команда, но чувствуется и конкуренция.
«Хоть конкуренция, но она не давит. Наоборот, хочется становиться лучше, чем ты есть сейчас», - говорит ученик 11 специализированного класса инженерного лицея НГТУ Влад Лебедев.
Выпускники таких классов показывают на госэкзаменах результаты на 20 процентов лучше, чем остальные школьники. Побеждают на олимпиадах, поступают в лучшие вузы страны.
«Общаемся с другими ребятами из общеобразовательной школы, сравниваем уровень математики и физики с нашим – они, конечно, разные», - рассказывает ученица 11 специализированного класса инженерного лицея НГТУ Екатерина Волокитина.
«Ребята в нашем классе сами хотят учиться, многие занимаются дополнительно, и по ночам учат. Тяжело в учении - легко в бою», - продолжает ученица 10 специализированного класса инженерного лицея НГТУ Надежда Соловова.
66 образовательных учреждений, 239 классов, 5 тысяч ребят. Проект реализуют в 14 муниципалитетах. Финансирование на спецклассы выделяют в тройном размере. Чтобы узнать, насколько такое образование эффективно, провели мониторинг. Оценивали и учебу, и внеклассную работу. Результаты хорошие. Причем, не только в мегаполисе.
«К нашему большому счастью, в рейтинг попали сельские и городские школы попали с одинаковыми баллами. Это замечательно. Для примера, рядом идут вторая новосибирская гимназия, карасукский лицей № 176 и маслянинская СОШ № 1 – у всех прекрасные баллы», - говорит директор Новосибирского института мониторинга и развития образования Наталья Ярославцева.
Эксперты объясняют, что спецклассы - это часть большого проекта по профориентации.
«Поставлена задача, которая заключается в том, что мы должны в этом году разработать концепцию профессионального самоопределения. На протяжении всей «учебной жизни» мы сопровождаем ребенка в той или иной сфере - от детского сада до вуза и того момента, когда он станет работником какой-то сферы», - говорит и.о. министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Федорчук.
В некоторых детских садах региона уже внедряют эту систему - развивают у малышей инженерное мышление. Насколько успешно? Рассказать обещают в марте на образовательной выставке УчСиб.