Сейчас добраться до новой станции метро пока можно только на машине или пешком от площади Лыщинского. Маршруты до ЛДС не действуют, строители приезжают на личном или служебном транспорте. Электрички едут от «Речного вокзала» до «Студенческой» без остановки.
Между тем, как заявляют подрядчики, к 28 декабря все строительные работы на станции будут завершены. «Техническая готовность станции будет выполнена, то есть будут смонтированы все устройства и системы управления, завершена отделка. Останется только пусконаладка, это уже на следующий год, – рассказывает генеральный директор подрядной организации «СпецТрансСтрой» Сергей Арапов. – Как уже говорилось, есть небольшая проблема с документами – осталось получить заключение Главгосэкспертизы и разрешение Ростехнадзора».
Изменения в проект, внесенные заказчиком в ходе строительства, пока не утверждены в Главгосэкспертизе. А их было немало. Как рассказывают подрядчики, часть импортного оборудования, заложенного в проект, пришлось менять в процессе строительства. Швейцарские эскалаторы успели закупить и поставить еще до всех санкций. Американский программный комплекс, который управляет поездами на «Спортивной», тоже установлен, однако его придется менять на отечественный.
«По новым правилам все импортное программное обеспечение, которое отвечает за безопасность, должно быть замещено на российское. Поэтому заключен договор с новосибирской компанией, которая дорабатывает новую программу управления. В ближайшее время мы должны получить первые результаты. Программу зальют в серверы, и управлять станцией будет уже отечественно оборудование», – рассказывает Сергей Арапов.
Станция «Спортивная» в Новосибирске будет уникальной по уровню безопасности и досмотра пассажиров, а также по степени доступности маломобильным гражданам. Вызывать сотрудников станции для того, чтобы проехать на платформу, им не понадобится; двери и лифт для пассажиров-колясочников откроются автоматически.
Вестибюль из гранита, легких перфорированных панелей с декоративными элементами из нержавейки не похож на другие станции Новосибирской подземки. По своему типу «Спортивная» больше всего напоминает «Речной вокзал»: станция не подземная, а надземная. Чтобы попасть на платформу, нужно не спуститься, а подняться на эскалаторе. Как и на «Речном», здесь две платформы – железнодорожные пути расположены посредине.
При этом «Спортивная» – единственная в Новосибирске станция закрытого типа. Двери на перрон открываются синхронно с дверями вагона. Пока поезда проносятся здесь без остановки. Из закрытой галереи их не видно, но прекрасно слышно. Пока не понятно, с какого пути в какую сторону идет поезд. Строители говорят, вся навигация и указатели для пассажиров уже готовы, их развесят в ближайшее время.
Для того, чтобы пассажиры ничего не перепутали, на платформе установлены световые табло и звуковые сигналы. Красным, желтым и зеленым покажут прибытие поезда и закрывание дверей. Сейчас все системы новой станции работают в режиме пусконаладки.
«Эскалаторы должны откатать определенное время, пройти программу испытаний. С нагрузкой, без нагрузки, при разных скоростных режимах», – рассказывает Сергей Арапов. Как долго продляться испытания и обкатка всего оборудования и, самое главное, когда «Спортивная» получит все заключения Ростехнадзора и Главгосэкспертизы, пока неизвестно.
Из-за того, что изменения в проект не были внесены и согласованы в срок, процесс может затянуться на несколько месяцев, не исключают строители. В любом случае, к моменту открытия ЛДС, на «Спортивной» появятся первые пассажиры.