Причины катастрофы в точности неизвестны, хотя, конечно, работала специальная комиссия, тщательно изучившая документацию и обломки самолета, почти полностью сгоревшего. На месте крушения осталась яма глубиной три метра и длиной почти 34 метра. Детали разбившегося самолета находили в радиусе 200 метров.
К каким выводам пришла комиссия? Самолет начал разрушаться в воздухе из-за отрицательных перегрузок. Видимо, лайнер был вынужден экстренно садиться. Качественной магнитофонной записи, увы, не сохранилось.
Комиссия предположила, что аварийное снижение судна было вызвано столкновением с посторонним предметом, повредившим крыло или оперение самолета. Однако, по официальным данным, запуска радиозондов, беспилотных средств, стрельб и полетов ВВС в это время и в этом месте не было.Последний раз диспетчеры увидели лайнер на радиолокаторе в 110 км южнее города Семипалатинска. Затем машина исчезла с радаров: она вошла в зону, которая не просматривалась локаторами. В этот момент, вероятно, и случилось столкновение в воздухе с чем-то или с кем-то. И самолет начал разваливаться. Его догоравшие остатки обнаружили в 4-50 утра в безлюдной степи в 84 км южнее Семипалатинска. Погода была неважная — облачная, моросил дождик.
Надо сказать, что пассажирские турбовинтовые Ил-18 считались надежными машинами. Их начали выпускать в конце пятидесятых годов. Модификации были разные. Судно с удовольствием покупали зарубежные авиакомпании. Это был самолет, сконструированный в КБ Ильюшина специально для пассажирских перевозок, с чистого листа. Например, Ту-104 был переделан из бомбардировщика Ту-16. В 1958 и 1959 годах было изготовлено 64 экземпляра Ил-18Б. Конкретный лайнер, о котором идет речь, был выпущен 30 июня 1959 года.
Хотя Ил-18 считался очень надежным воздушным судном, и с ним происходило немало трагедий, особенно в гористой местности при заходе на посадку в плохих метеоусловиях. Например, в том же 1973 году было потеряно четыре таких лайнера. В январе самолет разбился в столице Кипра — Никосии — при заходе на посадку. В феврале в Ленинабаде погиб второй такой самолет — из-за нарушений правил полета и маневрах в облачную погоду. В марте в Москве разбился Ил-18 при посадке из-за атмосферного обледенения. И вот в мае — катастрофа лайнера, летевшего в Новосибирск.