Новосибирск 0.5 °C

Баян — наш современник

22.01.2010 00:00:00
Баян — наш современник
Новый год в культурной жизни Новосибирска начался более чем успешно: в рамках фестиваля «Баян и современность» в сибирской столице состоялась II научно-практическая конференция «Баян и академическое образование: пути развития и взаимодействия с существующими формами в обучении баянистов и аккордеонистов». Организаторами мероприятия выступили департамент культуры Новосибирской области, Новосибирская государственная консерватория имени Глинки, Новосибирская специальная музыкальная школа

, а также областной колледж культуры и искусства, музыкальный колледж имени Мурова, Музыкальное общество (творческий союз) Новосибирской области, Новосибирская ассоциация баянистов и аккордеонистов, фонд «Юные дарования Сибири».

Повод — круглые даты
Поводом к проведению конференции послужило празднование 100-летнего юбилея баянного исполнительства в России, а также 5-летие со дня образования Новосибирской ассоциации баянистов и аккордеонистов (НАБиА). Последняя дата явилась поистине знаковым событием для новосибирской баянной школы, которая, как известно, имеет более чем полувековую историю развития и богата яркими именами.

Именно благодаря активной и плодотворной работе ассоциации стало возможным проведение в Новосибирске подобных, творчески интересных и насыщенных акций. По мнению заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества, профессора НГК, сопредседателя НАБиА Александра Крупина, «существование ассоциации, главная цель которой заключается во всесторонней поддержке национального баянного исполнительского искусства, показало, что мы движемся в верном направлении, что ассоциация становится культурным стержнем для баянистов и аккордеонистов всего Сибирского региона».

Как пояснил заслуженный деятель ВМО, председатель НАБиА Михаил Овчинников: «Заявки на участие подали около 130 человек из Горно-Алтайска, Омска, Томска, Барнаула, Кемерово, Улан-Удэ и Новосибирска. Организация такой локальной конференции была продиктована осознанным стремлением сконцентрировать мероприятие прежде всего на проблемах детских музыкальных школ и школ искусств. Поэтому мы сосредоточились на рассмотрении принципиально важных и актуальных вопросов, таких как развитие баянного исполнительства, его различных направлений, разработка собственной самодостаточной методики преподавания игры на баяне и аккордеоне, увеличение контингента учащихся на народных инструментах».

Просветительство как локомотив
Развитие современного баянного репертуара тесно связано с появлением оригинальных и разнообразных сочинений, аранжировок, которые определяют индивидуальное «лицо» каждого инструмента. Преодоление существующих трудностей, по словам участников конференции, состоит в активной просветительской деятельности, в использовании новых подходов в обучении и применении информационных технологий, а также в поиске компромиссов в исполнительской практике.

Конференция и фестиваль дали прекрасную возможность преподавателям, студентам и исполнителям поделиться экспериментальным опытом, связанным со стремлением применять новые технологии, выходя за рамки академического жанра в сторону эффектного музыкально-сценического действия.

Принципиальный вопрос происхождения, национальной принадлежности и видовой классификации баяна поднял заслуженный артист России, заведующий кафедрой народных инструментов Новосибирской консерватории, профессор Геннадий Черничка в докладе «Профессиональное исполнительство на баяне и аккордеоне вчера, сегодня, завтра». Было подчёркнуто, что сложившееся общественное мнение о баяне как о «бытовом народном» инструменте является одним из главных заблуждений и предрассудков. Анализируя и соотнося историческое прошлое, настоящее, будущее баяна и характеризуя его как «бурное вчера, трудное сегодня, интересное завтра», Геннадий Павлович убедительно доказал, что перспективы развития баянного искусства находятся прежде всего в русле ансамблевого музицирования и в повышении качества исполнения.

Существенное замечание высказал Михаил Овчинников:

— В настоящее время баян развивается в разных направлениях — это фольклор, эстрада, джаз и, конечно же, академическое исполнительство. Последнее, безусловно, должно цементировать и координировать деятельность всех остальных направлений. Исполнение академической музыки создаёт необходимую основу для существования нашего инструмента и обеспечивает качественную подготовку музыкантов-профессионалов высокого уровня.

Таланты убеждали музыкой
Не менее увлекательной была музыкальная часть конференции. Бесспорно, Рождественский фестиваль «Баян и современность» явился настоящим праздником современного сибирского баянно-аккордеонного исполнительского искусства. В течение трёх фестивальных дней участники и гости конференции стали свидетелями ярких и незабываемых выступлений, подготовленных на высоком профессиональном уровне. Так, настоящим подарком в январские дни стал концерт Русского академического оркестра (художественный руководитель и главный дирижёр — народный артист России, профессор Владимир Гусев) с замечательными солистами-виртуозами лауреатами международных конкурсов Михаилом Овчинниковым (баян) и Анастасией Кириленко (домра). Помимо музыкальных шуток, в концерте прозвучали солидные виртуозные концертные произведения, например, «Концертштюк» Вебера, «Бизе-фантазия» Лукина, «Грёзы» Вьетана. А завершился вечер блестящим исполнением «Барыни» в оригинальной джазовой обработке На Юн Кина (солист Михаил Овчинников).

Не менее ярким событием фестиваля был и концерт «Молодые дарования Сибири» с участием начинающих новосибирских баянистов и аккордеонистов. Особо хочется отметить потрясающее выступление молодого коллектива «Сибирский дуэт» (Андрей Битюцких и Александр Сироткин, руководитель — заслуженный артист России, профессор НГК Анатолий Ручин). Ребята представили довольно основательную концертную программу, где была исполнена музыка Хачатуряна, Сарасате, Баха и Черникова. Бесспорно, этот ансамбль обладает превосходным потенциалом и имеет отличные карьерные перспективы.

Вечером того же дня в Большом зале консерватории прозвучала совершенно иная программа — «Вечер музыки Астора Пьяццоллы». Организатором и идейным вдохновителем концерта выступил магистрант Новосибирской консерватории, баянист Артём Рубин (класс профессора Александра Крупина). Вместе с Анной Кислициной (фортепиано), Александром Кислициным (скрипка), Данияром Ри (гитара) и Степаном Богдановым (контрабас) Рубин представил удивительно органичное и оригинальное выступление, выходящее за рамки жанра традиционного академического концерта. Девять танго, прозвучавших в этот вечер, были связаны единой сюжетной линией, в которую органично вплетались хореографические номера в исполнении специально приглашённой танцевальной пары.

Словом, гала-концерт стал настоящим калейдоскопом жанров, стилей, инструментальных составов и охватил различные музыкальные направления — от традиционно фольклорного до эстрадно-джазового.

Понять, оценить, полюбить
К сожалению, красота и сила баяна явно недооценена современной молодежью, в то время как это один из самых выразительных и одновременно самых демократичных музыкальных инструментов в мире. Баян давно не ограничивает себя узкими рамками академической или народной музыки. В сущности, ему подвластно все: и классика, и джаз, и рок, и поп, и этно, и техно. И каждое из направлений достойно особого внимания. Что касается прошедшего фестиваля, то не случайно в его концертах приняли участие совершенно разные исполнители, показав многогранность и многоплановость инструмента, его неограниченные возможности. Мастерство, яркий темперамент и профессионализм артистов наряду с широким жанровым диапазоном исполняемой музыки создали богатую палитру впечатлений, убедив слушателей в том, что будущее сибирского баянно-аккордеонного исполнительства находится в надёжных руках.

Прошедшее мероприятие, безусловно, высветило ряд серьёзных, порой трудноразрешимых проблем. Однако и конференция, и фестиваль в целом убедительно доказали дееспособность сибирского баянно-аккордеонного исполнительства, его актуальность и востребованность в современном насыщенном музыкальном мире. Безусловно, организаторы этой творческой и научной акции искали, по меньшей мере, лучшего, но почти достигли совершенства. Именно благодаря такому подвижничеству живет и развивается современное музыкальное искусство. Как сказал в интервью Михаил Овчинников:

— Новосибирск — город молодой, пропитанный духом творчества и эксперимента с самого своего зарождения. Поэтому, живя и трудясь в этом городе, надо стараться ему соответствовать.

А по словам руководителя департамента культуры области Натальи Ярославцевой, «фестиваль стал весьма успешным открытием года Учителя. Он показал достойный уровень сибирской баянной школы и наметил далеко идущие перспективы. Этот праздник баянно-аккордеонного искусства объединил ведущие музыкальные учебные заведения, концертные и творческие организации Новосибирска, еще раз подтвердив высокий статус культурной столицы Сибири».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: