Новосибирск -1.8 °C

Постоянство обновления, или Инновация как процесс

18.03.2010 00:00:00
Постоянство обновления, или Инновация как процесс
На днях президенту региональной общественной организации «Институт Человека» профессору Наталье Петровне Толоконской был вручен знак-орден «Честь и польза» — награда международного фонда «Меценаты столетия». Перед этим торжественным моментом она выступала перед общественностью на расширенном собрании попечительского совета «Института Человека»:

— В год Казначеева был поставлен вопрос, как сделать достоянием человека эту целостную систему знаний, которую разрабатывает Влаиль Петрович, и как это воплотить в культуре, образовании и здравоохранении? «Институт Человека» выступает с инициативами по нескольким программам, касающимся этих сфер. И вот в награду и как бы в подтверждение наших исканий мы получили из рук известного учителя Шалвы Александровича Амонашвили две книги: «Биология языком сердца» и «Физика языком сердца».

Они написаны педагогами как приложение к курсу средней школы для расширения знаний о жизни. Действительно, к чему такое школьное естествознание, в котором нет места человеку? Если оно не содержит вопроса о смысле жизни? Если в нем нет места высоким чувствам? Если знание так и не сделало мир людей лучше? Если мысль не направляется к главному, непреходящему?

Еще недавно любой бы сказал, зачем квантовая физика рядовому человеку? Но ведь в связке этих новых знаний — сущность организации «живого вещества», а значит, самоорганизации человеческой жизни. Это и есть знание о себе, и поэтому из нового естествознания нельзя отдельно выделить физику и математику. Великие физики — в лидерах сегодняшнего дня. Это люди, которых интересует сама жизнь.

Гениальный физик Лев Ландау писал: «Как только избавимся от привычных мыслей, мы сможем создавать будущее». Люди всегда боялись обновления. Страх уходит с накоплением человечности, дружелюбия. Страх изживается с освоением вечных ценностей. Вот и слово «инновация», может быть, нелегко приживалось, но постепенно наполняется глубоким содержанием.

Всегда была на виду эта категория людей, которых мы считаем инноваторами, просто раньше их так не называли. Но их всегда объединяло одно и то же: они сильны духом и верой. Они инициативны и очень последовательны, так как видят будущее. Они очень устойчивы к внешней критике, так как все новое трудно воспринимается большинством. Сказано, что инновация по сути своей еретична. Устоять во внешней критике — значит иметь свой твердый взгляд и все время подпитывать свою правоту действиями и результатами.

Инноватором называется тот, кто высказал необыкновенную идею большой человеческой ценности, и это принесло системные, позитивные изменения. Фактически инновационное общество, инновационное мышление подразумевают в основе изначальную ценность любой жизни. Инновациями могут быть новые продукты, новые знания, новые технологии, новая организация труда, новые методы управления. Инновационным может быть и процесс, и как раз процесс, закладывающий новую идею организации жизни, это и есть та идея, которая подхвачена «Институтом Человека». И получается, что в основе нашего будущего, инновационной жизни — все-таки инновационное мышление, то есть способ видеть мир целостным, которого мы сегодня лишены.

Получается, что новая модель мышления должна объединить людей, фактически поместить нас в новое пространство знаний, сознания, чувств. И тогда уже третьим компонентом будет управление, наполненное новым смыслом: не как иерархия жесткого подчинения, а как живой улей жизни, где четко распределены функции, обязанности и закономерен успех. Поэтому понятие директора или лидера встанет на свое место, и прямая связь талантливых людей, кем бы они ни были, должна укрепиться.

Сегодня объем существенных изменений, которые происходят в каждом поколении, настолько велик, что поколения разделяются. Никогда не были так отделены бабушки, дедушки и родители от детей, потому что таким объемом знаний, который дается изначально ребенку, уже не могут владеть старшие. А фрагментарность мышления привела к потере преемственности, и, таким образом, утратилась тонкая взаимосвязь, внутреннее управление, поэтому некуда встраивать новые достижения инновационной науки и поэтому не получается большого долгосрочного результата, так желаемого нами.

Система знаний о мышлении за последнее столетие очень обогатилась. Интегративное мышление — когда мы все вместе и талант одного строится с помощью многих. Фрагментарное — когда человек видит себя одного. Рациональное — приводит к анализу и дроблению всех сфер деятельности, а синтеза не происходит нигде. Линейное мышление — когда ты ищешь причину во вчерашней минуте, «напрямки». Нелинейное мышление — интегральный результат многих влияний в человеческой жизни.

Из уст многих специалистов сегодня часто звучит понятие «технопарковое мышление». Не могу полностью согласиться, что это удачное выражение, что в нем «все включено». На мой взгляд, понятие «технопарковое мышление» не учитывает того духовного дохода, который интегрально должен собираться в инновационном развитии экономики и науки.

Обдумывая это выступление, я заглянула на сайт, где люди обращаются к Виктору Александровичу Толоконскому. А там идет мощная дискуссия о судьбоносности текущего момента. Профессор Виктор Богданович Гаргай пишет, что эта судьбоносность определяется двумя вещами. С одной стороны, критичностью ситуации с утратой духовности, здоровья, уверенности в следующих поколениях. С другой стороны, судьбоносность — в необыкновенном прогрессе и в тех возможностях, которые остаются невостребованными. В чем же выход? Виктор Богданович считает: в освобождении от штампов и догматов в мыслях, навязанных школой, бытом, средствами массовой информации. Они блокируют творческий потенциал, мешают успешному обдумыванию проблем, гасят природный энтузиазм.

Когда люди объединяются на почве общечеловеческих ценностей, получается инновация: междисциплинарность наук и интеграция. Собственно говоря, так мы и видели миссию «Института Человека», когда с трудом, с опаской три года назад принимали решение по его организации. И в этой системе и одновременно мечте высвечивается как фундамент главная тема: образование. К сожалению, образование при всей талантливости многих учителей является большим препятствием к инновационному развитию. На первое место мы выносим, конечно, школу, потому что университетское образование строится уже на готовом продукте, который называется «духовно-нравственный ребенок», владеющий новым мышлением. И тогда выделяется из многих функций педагогики главная — учить учиться.

Прозвучало: возвращайте детей в библиотеки. Но возвращать ведь тоже нужно по-новому. Просто так уже не вернешь, как раньше. Мы планируем новую программу, когда библиотека становится другом и соратником живых связей и интернет-сетей, которые питают в первую очередь учителя, его уверенность в том, что он может легко, уже не в униженном состоянии, быть рядом с этими, уже совсем другими, необыкновенными детьми.

Мы недавно встречались с учителями и говорили о воспитании чувств у ребенка простыми приемами, которые делают его антенной, и он воспринимает эту жизнь целиком. Что такое нелинейные уроки, которые не разделяются на отдельные предметы и не живут в отдельности один от другого. И если самостоятельность и опыт становятся целью и достижимым результатом в маленьком возрасте, тогда мы получаем на исходе раннего образования очень яркий и убедительный признак счастья и уверенности ребенка от просвещенного действия. Это — не рвущаяся радость.

Исчисление успехов системными позитивными изменениями в человеке, гармоничность творческого, духовного развития, воплощение талантов — такой была зарождающаяся медицина как фундаментальная наука о человеке. Именно она хотела взять на себя направляющую роль, то есть подчинить деятельность разных сфер жизни интегральному результату на человеке. Но этого не получилось, и мы видим на контрасте с этим прогрессом медицину очень дорогостоящую: ремонтную базу, которая не дает долгосрочного здоровья.

Низкий уровень здоровья населения заключен не в физическом недомогании, а фактически происходит оттого, что человек просто теряется в этой жизни. Фрагментарно мыслит и, значит, трудно принимает любое, даже маленькое, решение. Он утрачивает способность соизмерять происходящее и оценивать результаты в разное время бытия.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: