«Открытие SPF-вивария — одно из главных научных событий года»

2010-04-03
Никита Надточий
«Открытие SPF-вивария — одно из главных научных событий года»
Так ни много, ни мало оценил сдачу в эксплуатацию нового SPF-вивария Института цитологии и генетики СО РАН председатель Сибирского отделения Российской академии наук академик Александр АСЕЕВ. На торжественное открытие, которое состоялось на этой неделе, собрались почти все ведущие учёные-биологи СО РАН.

Приехали даже гости из уральского Миасса (с завода медицинского оборудования), которые выполняли сложнейший заказ на установку и монтаж уникальной научно-исследовательской базы. (К слову, весь виварий пока блещет первозданной чистотой и почти пуст: «чистокровных» SPF-мышей, то есть свободных от патогенных микроорганизмов согласно высочайшим мировым стандартам, сюда, кроме своих, выращенных в СО РАН, завезут из Германии. Возведение вивария такого уровня обошлось в весьма значительную сумму — свыше 300 миллионов рублей.)

И вот что сказал академик Александр Асеев на торжественной церемонии открытия:

— Это большое достижение не только Института цитологии и генетики, но и всего Сибирского отделения. Новое здание и его оборудование — пример высоких технологий и высокой науки. Биология становится наукой ХХI века, и с открытием нового центра мы снова оказываемся участниками главных событий.

Председатель СО РАН также особо выделил проблемы проверки нанобиобезопасности, решать которые теперь способен ЦКП (Центр коллективного пользования) на базе иститута цитологии и генетики.

— С вводом в действие SPF-вивария созданы новые возможности для взаимодействия с нашими коллегами из медицинской и сельскохозяйственной академий, вузов Сибири, — отметил директор ИЦиГ СО РАН академик Николай Александрович Колчанов. — Это уникальный объект на территории от Урала до Тихого океана. К нам уже пришло несколько обращений по содействию в организации и развертывании подобных комплексов в других регионах России.

Заведующий отделом генофондов экспериментальных животных института доктор биологических наук Михаил Мошкин выразился, на первый взгляд, несколько парадоксально:

— Разведение лабораторных животных — самая динамично развивающаяся область животноводства.

И тут же пояснил: крупные виварии мирового уровня на маленьких мышках зарабатывают сотни миллионов долларов. Около 60 процентов особей идет на доклинические испытания лекарств и препаратов, около 20 — на испытания новых материалов и продуктов, еще столько же — на фундаментальные научные исследования. Прежде всего речь идет о мышах, 95 процентов генов которых совпадает с генами человека. Поэтому быстро растет количество генетических пород мышей: сегодня оно превысило 20 тысяч, а к 2030 году ожидается до 300.000 генотипов мышей. В мире создано уже 22 центра биогенетических ресурсов, в число которых вступает теперь SPF-виварий СО РАН.

Международный стандарт SPF — Specific Pathogen Free — отсутствие патогенных микроорганизмов. В современной науке это базовое требование к экспериментальным животным. Чтобы производить опыты и доклинические испытания лекарственных разработок, нужен именно формат SPF, которым теперь будет обладать виварий ИЦиГ СО РАН. В нём предусмотрены три изолированные барьерные зоны, позволяющие обеспечить карантинный контроль вновь поступающих животных, их племенное разведение и использование в экспериментах.

Чтобы перевести в статус SPF те генетические линии, которые уже получены в ИЦиГ, в виварии организована служба редеривации (освобождения от патогенной микрофлоры). В настоящее время в ИЦиГ выведено 20 генетических линий собственной селекции: 15 генотипов мышей и 5 — крыс. Но это только начало: всего здесь будет обитать порядка 80 тысяч особей — своеобразных «чистых листов» для получения нужных научных результатов.

Хозяева охотно показывали приглашённым (в их числе были и журналисты) сияющие светом и чистотой лаборатории (оборудование ждёт своих пациентов). Вот одну мышку, наверное, специально для гостей, поместили в специальный магнитно-резонансный компьютер Biospec производства германской компании Bruker. На дисплее компьютера отчётливо видны все её внутренности, сокращающееся сердце. Советник РАН академик Владимир Шумный делает пояснения.

* * *
А несколькими днями раньше в другом научном учреждении Академгородка, в институте органической химии, состоялась другая более скромная по масштабам презентация: о своих работах рассказывали сотрудники Лаборатории фармакологических исследований (ЛФИ).

Мы вспоминаем о ней не случайно: это два звена одной и той же научной цепи, которой связаны (не сказать — скованы) все институты Сибирского отделения, и уж тем более с «помощью» мышей — институты биологического профиля.

Заведующая лабораторией доктор биологических наук Татьяна Толстикова рассказала и показала, как ведется разработка новых лекарственных агентов — действующих веществ будущих медицинских препаратов. Здесь проводятся доклинические испытания новых перспективных лекарственных веществ и дженериков — аналогов существующих лекарств. На современном оборудовании в ЛФИ проводят фармакологические исследования новых индивидуальных агентов природного и синтетического происхождения. Конечная цель деятельности лаборатории — новые перспективные лекарственные агенты, кандидаты для проведения доклинических испытаний. В настоящее время наиболее близки к завершению испытаний три агента, разработанные в НИОХ СО РАН из сырья растительного происхождения, — симваглизин, глицидипин, бетамид.

И что характерно, эффективность лекарственных веществ здесь проверяется «in vivo» — на мышах, крысах и кроликах. Вот для создания банка животных с нужной генетикой в СО РАН и создан SPF-виварий, о котором мы рассказали вначале, и который отныне будет одним из важнейших центров коллективного пользования (ЦКП) далеко не только Сибирского отделения РАН.

Проект Большая Перемена
21.10.2020
При температуре и признаках ОРВИ гражданам следует оставаться дома и вызвать врача из поликлиники по месту жительства. Порядок лечения – необходимость госпитализации или лечения на дому определит медицинский работник, исходя из конкретной ситуации, пояснили в министерстве здравоохранения Новосибирской области.
Правительство России выделит Роструду из резервного фонда 35,6 млрд рублей на выплаты пособий по безработице в России до конца года. Отмечается, что у некоторых регионов сложилась задолженность по выплатам безработным.
В стране рекордно подорожало подсолнечное масло. Оптовые цены выросли в среднем на три тысячи рублей за тонну. Как это отразилось на розничных ценах в магазинах Новосибирска, узнали корреспонденты ОТС.
Три месяца в пути провела жительница Новосибирска, 42-летняя мотопутешественница Екатерина Дроздова. Женщина проехала на своем байке 27 тысяч километров, побывала в 14 городах России и даже забралась на Эльбрус. И все это - во время эпидемии коронавируса. Своими впечатлениями о путешествии Екатерина поделилась с корреспондентами VN.ru.
Губернатор Андрей Травников принял участие в церемонии открытия современных вокзальных комплексов на железнодорожных станциях Татарская и Чаны. Каждый из объектов подобной современной транспортной инфраструктуры вносит большой вклад в повышение инвестиционной привлекательности всей области, отметил глава региона.
22.10.2020
Термин «сомнительный анализ» теперь исчезнет из результатов тестирования на COVID-19 в лабораториях Новосибирска. Теперь лаборатории получили новый референтный статус, позволяющий им ставить либо положительный, либо отрицательный анализ. Ранее результаты местных лабораторий приходилось подтверждать в Роспотребнадзоре.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год