Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Эти встречи, как награда

2010-05-27
Татьяна Шипилова

Наш разговор с гостем начался на сцене новосибирского «Глобуса» перед спектаклем, где он, постановщик драмы о древнетюркском герое и военачальнике Культегине, кстати, играл одну из ролей, а завершился после того, как отзвучали овации и зрители покинули зал.

— Алексей Кара-оолович, скажите, чего, на ваш взгляд, сегодня ждут от театра ваши земляки и что вы можете дать, скажем с некоторым пафосом, народу?

— Сейчас вокруг столько самой разной информации — интернет, телевидение и прочее. И у нас, в Туве, никто от этого не отстал: старушки по улицам ходят с мобильниками, как и дети в селах… И говорить за весь народ очень сложно. Но то, что на протяжении веков тувинцы выжили в таких суровых условиях верховьев Саян, говорит о многом. У нас ведь раскопали скифские курганы, где нашли золото и даже бивни мамонта — то есть колоссальный период времени наши предки жили здесь. Жили и как-то выживали, значит, они любили трудиться, любили жизнь, любили природу — и это главное в народе, к этому я стараюсь апеллировать в своем творчестве. Вот сохранилось у нас, к примеру, уникальное горловое пение. И в нем, мне кажется, заложено столько много — душевного, общечеловеческих каких-то чувств, понятий, что когда наши исполнители выезжают за пределы Тувы и их слышат другие народы — русские, хакасы, иностранцы из дальнего зарубежья, то сразу увлекаются этим феноменом. Думаю, не случайно: значит, богатство души нашего народа отражается в нем. Сейчас, конечно, все очень сложно и есть всякие проявления человеческих качеств в жизни, не самых хороших… Но, в общем-то, мы, тувинцы, народ трудолюбивый, скромный. Иногда, надо признать, горячий…

— Словом, вы стараетесь напоминать в спектаклях зрителю о традициях, о корнях. Вот и в этой постановке у вас очень интересные костюмы из меха, кожи. Как пишут, они аутентичны историческим. Что еще есть достоверного в спектакле и почему это так сделано?

— Сразу скажу: я не стремился к этнографии в образе спектакля. Меня грело другое. Так и с художником договорились: мы рассказываем эту историю именно таким образом, чтобы не утратить в дальнейшем традицию, чтобы не ходили по сцене люди в джинсах. В общем, мы подняли пласт тюркской культуры, который существовал на территории нашей республики, и попытались именно через костюмы создать этой притче достоверный фон. То есть в подобной уникальности просто была необходимость. Есть в спектакле и старинный двухструнный смычковый инструмент игил, и шаманский бубен, и гадание на бараньих коленных косточках и бараньей лопатке. И все это, повторяю, не для того чтобы поразить кого-то или продемонстрировать этнографическую идентичность, нет, так необходимо для создания образов персонажей, образа спектакля в целом.

— Вы выступаете в середине программы фестиваля, другие театры, их спектакли удалось увидеть?

— Я видел новокузнецкий, красноярский спектакли, к сожалению, только половину омского спектакля «Экспонаты», так как по организационным делам мне пришлось уйти. Коляду видел. Своеобразный театр: кто-то принимает, кто-то не принимает. Я увидел в их спектакле большую работу, интересный способ подачи материала. Но заметным было и то, о чем сам Николай Коляда говорил на презентации: у них малый зал и маленькая сцена. Здесь же — огромная краснофакельская сцена и большой удлиненный зал. Я сидел в 22-м ряду и какие-то моменты еле-еле улавливал. Но фестиваль есть фестиваль. Вот мы сегодня работаем на большой сцене, и хотя спектакль у нас масштабный, адаптироваться все равно было сложно.

— И как вам сегодня работалось?

— Были некоторые технические огрехи к концу, а в целом нормально. Я сам стоял на сцене и ощущал актеров: с воодушевлением, с отдачей играли. За кулисами тоже бегали собранные такие… В принципе, за последнее время я второй раз наблюдаю такой особый — гастрольный — настрой: в родных стенах, случается, и некоторое расслабление. А вот недавно мы были на фестивале в Турции с этим спектаклем: как и сегодня, играли с подъемом и глаза по-особому у актеров блестели! Потому что в такую даль ехать и не отдать себя сполна зрителям, самим не получить от них какую-то энергию, какие-то чувства — нелепо. Причем не потому, что мы хотим какой-то приз получить, а потому что зритель пришел — надо выкладываться! Новосибирцы, по-моему, вообще в первый раз с тувинским театром встречаются, так что надо показать себя лицом… Причем, я заметил, что город ваш театральный и зритель рядовой ходит на спектакли с удовольствием и понимает, и принимает какие-то неординарные вещи. На открытии фестиваля директор «Красного факела» Александр Кулябин отметил, что совершенно не специально тут, на фестивале, собрались режиссеры: опытные, те, кто работает давно (и меня в их числе назвал), и молодые ребята, кому чуть за тридцать. Так сложилась афиша. И получилось — подтверждаю — интересно. Ведь время диктует свою эстетику, свою форму спектакля, способ работы с классикой. И я вижу: адекватно принимает зритель этот новый язык молодой режиссуры. И это действительно очень крепкие режиссеры. Вот новокузнецкий спектакль по Чехову «Дуэль» мне очень понравился. Даже сейчас о нем говорю — и мурашки по коже! Я сам очень люблю Чехова, ставил два спектакля по его рассказам, ставил «Вишневый сад»…

— Он идет сейчас в вашем театре?

— Сейчас большая сцена театра на реконструкции, поэтому почти ничего не идет. Но у нас много работы и на малой сцене, возможно, поедем скоро со спектаклем «Культегин» на месячные гастроли в Турцию.

— Да, ваш «Культегин» впечатляет: тема ответственности вождей и героев перед собственным народом в любые времена актуальна. Я правильно поняла то, о чем хотел сказать режиссер Алексей Ооржак?

— Да, и об этом тоже. В древнетюркской поэзии есть стихи, что на этой земле жили ханы большого ума, большого сердца и духа… Но еще я хотел сказать о жертвенности любого человека, об ответственности его за семью, за детей и так далее — за село, за район и так далее, и так далее. Душа, любовь в человеке должны править всем.

Вот был праздник Победы, и мы сделали большое представление на стадионе, где рассказали о так называемом Красном обозе, который Тува во время Отечественной войны направила в помощь Советскому Союзу. И танки строили, и вообще помогали чем могли. И трудились для этого, трудились, не покладая рук. Этим самым мы хотели напомнить, особенно молодежи, как исторические факты, так и ту непреложную истину, что на земле надо трудиться! Вот сейчас все говорят: безработица, безработица… А тогда, в 40-е годы, не было работы, люди находили ее сами и что-то делали не только для себя, но и для тех, кому еще хуже было. И вы знаете, кажется, мы задели публику!..

Если продолжить разговор о «Культегине», то, в принципе, на историческом материале мы показали и дали оценку самым разным человеческим качествам — от хитрости, алчности до великодушия и способности самопожертвования. Театр — такое мощное искусство, что его выразительными средствами можно говорить о чем угодно.

— Как вы думаете, без приза с фестиваля домой не уедете?

— Честное слово, сколько в фестивалях ни участвовал, никогда не думал о наградах. Со зрителем новосибирским познакомились, с другими театрами. Общение с коллегами, сама атмосфера фестиваля — это действительно самое главное!

Режиссер Алексей Ооржак
Окончил Московское театральное училище им. Щукина в 1978 г., высшие театральные курсы при ГИТИСе по специальности «режиссер-постановщик» в 1984 г. В 1985 г. инициировал создание в Туве экспериментального молодежного театра, в дальнейшем преобразованного в государственный театр «Кузел». С 1992 г. — главный режиссер Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола. Среди основных постановок: «Игроки» Н. Гоголя, «Масляный ад» М. Тикамацу, «Хостуг Тыва» Х. Ширин-оола, «Вернись, мой друг, вернись!» А. Ооржака и Х. Ширин-оола, «Кто ты, Субедей?» Э. Мижита (Гран-при международного фестиваля тюркоязычных народов мира «Туганлык», 2000), «Лошадиная фамилия» по А. Чехову, «Колесо истории» Ч. Ондара, «Верую!..» по рассказам В. Шукшина. В 2005 г. его спектакль «Король Лир» по пьесе У. Шекспира стал участником фестивалей: «Сибирский транзит» в Красноярске, «Навруз» в Казани, «Золотой витязь» в Минске, а в 2006 г. был выдвинут на соискание премии «Золотая маска» в четырех номинациях, в том числе «Лучшая работа режиссера».

Заслуженный артист Российской Федерации. Народный артист Республики Тыва.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
17.09.2020 фото
Беспрецедентный для Новосибирска эксперимент: на улицы города возвращают стерилизованных и привитых бездомных собак. Выпустили 170, хотя ранее хотели 800-900. Куда выпускают отловленных бродячих животных, как и где возникают новые стаи бездомных зверей и почему для горожан соседство с уличными собаками может оказаться выгоднее убийства бесхозных животных, VN.ru рассказала директор новосибирского центра по проблемам домашних животных Светлана Слесарева.
17.09.2020
Меньше двух недель осталось до момента, когда еще можно оформить «путинские» выплаты в 10000 рублей на детей от 3 до 16 лет и выплаты 5000 детям до 3 лет. VN.ru напоминает своим читателям, как подать заявление и какие документы для этого нужны.
Мигель - хореограф, продюсер и один из основателей танцевального движения PROТАНЦЫ, прославившийся в шоу «Танцы» на канале ТНТ, представил в Новосибирске авторскую образовательную программу. 15 сентября он побывал с визитом в столице Сибири.
18.09.2020
В многоквартирном доме на 60 квартир завелся таинственный «Собственник Помещения» – квартиры №111, который не платит за капитальный ремонт. И задолжал за несуществующую квартиру более 11 тысяч рублей.
17.09.2020
Ажиотажный спрос на вакцинацию от гриппа отмечает минздрав Новосибирской области. За неделю привито около 300 тысяч жителей региона. Вместе с тем растёт количество заболевших коронавирусной инфекцией среди учащихся школ. Об этом рассказал сегодня на брифинге министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов.
17.09.2020 Жилье. ДОМ
Всего семь трехкомнатных квартир осталось в 17-этажном жилом доме «Акация на Красногорской». Новостройка подойдет тем, кто хочет приобрести жилье на завершающем этапе строительства.
x^