Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Доротея Жильбер — принцесса-труженица

Доротея Жильбер — принцесса-труженица
На сцене Новосибирского театра оперы и балета в роли Пахиты она была легка, обаятельна, грациозна и виртуозна. И если специалисты говорят, что у французских балерин какая-то особо поставленная стопа и особенная постановка корпуса, то мне увиделось, что они, танцуя, передвигаются не по устойчивой поверхности сцены, а будто бы по облакам — субстанции, которая ими обжита, как простыми смертными земная твердь. Словом, лицезреть в гастрольном спектакле приму-балерину (этуаль) балета Парижской оперы Доротею Жильбер было наслаждением. Не меньшим удовольствием стало общение (посчастливилось взять эксклюзивное интервью) с ней — выдающейся балериной, при этом открытой, эмоциональной и даже смешливой девушкой…
— Доротея, когда вы впервые услышали в свой адрес: «О, девочка, балериной будешь!»

— Уф! Это было не так уж и рано. Маленькой девочкой я была не очень-то одарена к танцам и мне пришлось много работать, чтобы добиться необходимой гибкости и других важных для балета качеств. Я даже не знаю, говорили ли мне, что я стану однажды балериной, просто люди видели во мне большой потенциал и помогали мне развить его. Так, например, в последние годы в балетной школе меня очень сильно поддерживали…

— Вы родились почти на юге Франции. Какие-то мифы о Сибири в воображении существовали?

— (Смеется.) Огромная страна, огромные просторы, где очень холодно.

— Когда объявили гастроли, вас это испугало, удивило, обрадовало? И что вы знали о Новосибирском театре?

— Нет, меня это нисколько не испугало, поскольку для меня это случай, удача, возможность познакомиться с вашим регионом. И я, конечно же, была наслышана о вашем балете, приезжавшем этим летом во Францию на гастроли для участия в «Танцевальном лете в Париже»…

— Как вам работается в Новосибирске?

— Театр восхитительный. Зал великолепен. В нем чувствуется какая-то особая атмосфера вдохновения. А по размерам и наклону сцены он, можно сказать, повторяет сцену французской Оперы Гарнье.

— Год назад вы были удостоены очень престижной премии «Benois de la Danse» за партию Лизы в балете «Тщетная предосторожность». Какое место занимает «Пахита» в вашей профессиональной жизни?

— Благодаря гастролям в Японии, Китае, теперь в Новосибирске, а также спектаклям во Франции, моя Пахита рождалась не однажды — четырежды. Каждые новые гастроли позволяли мне ее переосмыслить. Я оставляла Пахиту, затем вновь принималась за эту роль — уже в новом видении, в новой интерпретации. Пьер Лакотт — это тот хореограф, кто прекрасно знает французский балет, французский танец, а также творчество Петипа, а «Пахита» прекрасная иллюстрация того, как можно протанцевать это классическое произведение, получив образование в балетной школе Парижской оперы.

— В рецензиях пишут, что вы, Доротея, сохраняете «старинные традиции в неприкосновенности» и в то же время в вашем репертуаре очень много современной хореографии.

— Мы, конечно же, обучаемся прежде всего классическому балету. Что касается современного танца, то, чем больше мы его танцуем, тем больше совершенствуемся в нем, приобретая от балета к балету какие-то новые навыки. Что, кстати, помогает впоследствии полнее реализовать себя и в классическом балете. Потому что в современном балете другие движения, другое ощущение, другое восприятие — этот опыт весьма полезен при исполнении классики.

— Вы не считаете, что классическим балеринам жилось гораздо легче? Вот Элизабет Платель говорила, что после репетиций балета Форсайта она и коллеги буквально «ползком выбирались из репетиционного зала»… То есть современная хореография — сегодня тяжелый крест для балерины?

— (Смеется.) Нет, я так не думаю. Все дело в том, что я не ощущаю себя более уставшей, когда репетирую или танцую современный балет. Потому что все время сочетаю классику и модерн — то и другое одновременно. И не могу сказать, что современный танец более тяжелый. Потому что, чем больше танцуешь у того же Форсайта, как только ты поймешь логику его движений, танцевать становится легче. Тем более что в классическом балете любую ошибку, которую ты допускаешь, сразу видно. В то время как в современном есть некая оболочка, пространство, которое может скрыть какие-то мелкие недостатки.

И тут, слушая наш с переводчиком диалог, Доротея с улыбкой восклицает:

— Какой красивый русский язык! Ничего не понимаю, но очень красиво звучит!

— Читала, что у вас в репертуаре есть балет на музыку Шопена «Концерт», и когда вы танцуете, зрители в зале хохочут. Что это за чудо, какой такой фокус?

— Действительно, этот спектакль был задуман хореографом так, чтобы публика смеялась. Причем, на первый взгляд, можно подумать, что артисты что-то фантазируют прямо на сцене и смешат зал, на самом деле вся хореография очень четко расписана — как партитура, и здесь нет никакой импровизации. И тут есть очень тонкая граница: нельзя переходить определенную грань в слишком смешное, нужно держать класс. Чтобы это не было спектаклем, где публика просто хохочет и уже не видит искусства, не видит балета.

— Известно, что в балете Парижской оперы очень четкая и строгая иерархия — сюжет, корифей, этуаль… Это действительно очень строгое деление, и насколько тяжело переходить с одного уровня на другой, более высокий?

— Когда выступаешь в новой ипостаси, каждый раз надо проходить конкурс. В зависимости от того, есть ли место на следующем уровне. Это действительно очень строгая иерархия. Но для того чтобы перейти от титула «ведущий солист» к «этуали», конкурса нет. Этуаль — это номинация. В конце спектакля (как, например, я бы станцевала Пахиту) ее объявляют перед публикой. Таким образом публика разделяет все наши эмоции в данный, очень волнующий момент. Но, несмотря на иерархию, бывают исключения: если, скажем, в первом или втором составе появляется молодой танцор или танцовщица действительно талантливые, то руководство может, чтобы развить этот талант, поручить им более важную роль, переступив иерархическую ступеньку.

— В балете Парижской оперы сезон начинается знаменитым дефиле, придуманным Сержем Лифарем, в котором участвует вся труппа вплоть до учеников балетной школы. Все одеты одинаково — от малышей до звезд. Это волнующе? Что чувствуете вы в эти минуты?

— (Смеется.) Это очень волнительно. На самом деле все одинаково одеты, но у прим костюм на груди украшен стразами, а этуали могут выбрать себе диадему. Я с тринадцати лет, с тех пор как поступила в хореографическую академию, принимаю участие в таких дефиле, и, считаю, для детей это очень важно: они видят, чего можно достигнуть и что их мечта — а они все мечтают! — может реализоваться. И знаете, именно во время дефиле я теперь осознаю свой титул. Потому что когда ты его получаешь, ты просто продолжаешь танцевать, не ощущая никакой градации. А в дефиле как бы заново ощущаешь, что ты из себя представляешь: я действительно поняла, что стала танцовщицей-этуалью именно во время дефиле…

— Этуаль, она больше принцесса или труженица?

— Что касается лично меня, то больше труженица (смеется).

— Где берете силы, какая цель заставляет много работать?

— Когда я была еще совсем маленькой, поняла, что танец не просто мое увлечение, это моя страсть, поэтому с детских лет у меня была огромная сила воли именно к работе. Когда я в первый раз не поступила в хореографическую школу, то поняла, что работать надо еще больше и удвоила часы занятий. Словом, с малых лет я понимала, чтобы стать великой танцовщицей (хотя я себя такой не считаю), нужно очень-очень много работать. И сегодня, когда я вижу выдающихся солистов в России, в других странах, я вижу, что мне многого еще нужно достигнуть…

— Доротея, на какой сцене для вас ответственней танцевать — дома, в Париже, или на гастролях?

— Наверное, все-таки на гастролях… Чтобы не уронить образ и имидж французского, Парижского балета. Но когда я на сцене, я танцую и забываю обо всем!

— Кроме балета, у современной молодой парижанки Доротеи Жильбер остается время на какие-то другие занятия, ну например, играть в теннис, водить машину, что-то еще?

— Я, к сожалению, никак не могу получить права — нет времени, чтобы сдать экзамен. Тем более что в Париже сегодня гораздо удобнее ездить на общественном транспорте, чем на своем автомобиле. А когда у меня появляется свободное время, я читаю, хожу в кино или в театр, чтобы не отставать от жизни. Спортом не занимаюсь, потому что и так слишком устаю.

— Спасибо за интервью, успехов вам, Доротея! Будем хвастать, что познакомились с этуалью Парижского балета…

— Merci!

НАША СПРАВКА
Родилась в Тулузе (Франция). С семи лет начала заниматься танцем в Консерватории Тулузы. В 1995 г. поступила на пятый курс в балетную школу Парижской национальной оперы, по окончании которой в 2000 г. была ангажирована в кордебалет Парижской оперы. В 2002 г. была возведена в ранг «корифей», в 2003 г. — «сюжет», 2005 г. — «первая танцовщица».

19 ноября 2007 года 24-летняя Доротея Жильбер после выступления в партии Клары в спектакле Рудольфа Нуреева «Щелкунчик» получила звание «этуаль» (звезда).

Обладательница многочисленных престижных международных балетных премий и наград.
Резонанс
Новости
Пока одни птицы пережидают зиму на юге, другие перебираются поближе к людям. В Новосибирске заметили длиннохвостых неясытей. Летят в мегаполис в поисках еды синицы, снегири, свиристели, дрозды-рябинники. Чем лучше угощать пернатых гостей, и почему синиц называют зомби, узнали корреспонденты ОТС.
Самые актуальные песни, посвященные мамам – в специальной подборке VN.ru. От нестареющей классики в исполнении Валентины Толкуновой «Поговори со мною, мама», до современных перепевок от участников шоу «Голос. Дети».
Главную театральную премию Новосибирска «Парадиз» вручили накануне Года театра в 29-й раз. В понедельник, 19 ноября, в Камерном зале филармонии состоялась торжественная церемония. Спектакль «Подонки» по пьесе Максима Горького «На дне» получил сразу четыре награды.
Много лет терпели жители двухквартирного дома в Доволенском районе Новосибирской области неприятное соседство. Предприимчивая фермерша завела целое стадо копытных, отходы жизнедеятельности которых складировала под соседский забор, игнорируя жалобы соседей. В дело вмешались судебные приставы.

Чин освящения церкви в Новосибирске совершил Верховный католикос всех армян Гарегин II. Армения первой в мире приняла христианство в качестве государственной религии, но церковные службы отличаются от привычных нам православных. И новый храм в Сибири - уникальное строение.
116 аварий из-за некачественного содержания городских дорог произошло в Новосибирске в зимние месяцы 2018 года. 666 аварий - из-за плохой видимости дорожной разметки. Состояние работы по обеспечению условий для безопасного дорожного движения на территории столицы Сибири обсудили в мэрии, на заседании городской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений.