Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Государство поможет, но человека обяжет исправиться.

05.10.2010
Государство поможет,  но человека обяжет исправиться.
Системе социальной защиты населения России в будущем году 20 лет. Можно признать, что сформированная практически заново, она успешно поддержала значительные группы населения, дезорганизованные и отброшенные за грань выживания радикальными социально-экономическими преобразованиями «лихих девяностых». Получила большое развитие инфраструктура услуг по надомному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов. Сотни тысяч пожилых людей получили возможность в преклонном возрасте жить в своих жилищах, в привычном окружении, сохраняя соседские связи и социальные контакты.
Особенно хотелось бы сказать о создании системы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Эти приюты и социально-реабилитационные центры в полном смысле слова спасли целое поколение детей, родители которых не смогли обеспечить им заботу и нормальное развитие. Безнадзорность, к сожалению, по-прежнему достаточно распространенное явление, но ее постепенное сокращение так же, как сокращение преступности среди несовершеннолетних, результат работы специалистов центров помощи таким детям.

Принимаемые в экстренном порядке меры были во многом основаны на принципах советского «собеса». Они отличались директивным, универсальным и патерналистским характером, но достаточно успешно сработали в условиях слома социально-экономической формации.

Однако за прошедшие с того времени годы наш мир кардинально изменился; сегодня Россия — страна с рыночной экономикой; значительные массы населения адаптировались к ее требованиям. Категориальный, а не персональный принцип предоставления мер социальной поддержки перестал отвечать задачам обеспечения выживания и развития российских граждан.

Иждивенческий подход части населения к получению мер социальной помощи препятствует формированию установок на самостоятельность и социальную ответственность.

Сегодня в России существуют опасные «ножницы»: экономический рост и возобновляющийся после кризиса рост национального богатства происходят на фоне значительного социального расслоения, высокого уровня бедности и недостаточной социальной защищенности населения.

Для сохранения достигнутого уровня защищенности населения необходимо активное вовлечение самих жителей в решение социальных проблем, формирование современных институтов социума.

Хотя значительная часть населения по-прежнему нуждается в поддержке государства, до настоящего времени идут споры о том, как следует уходить от старой распределительной системы социальной помощи, какими путями побуждать людей самостоятельно инвестировать свой труд, средства, энергию и предприимчивость в социальную защищенность себя и своей семьи.

Государство объективно заинтересовано в снижении социальной нагрузки на бюджет, более рациональном использовании выделяемых средств. Население же в значительной массе полагает, что в условиях экономического кризиса государство должно увеличить состав и объем социальных гарантий, мер социальной защиты.

Рост социальных проблем, подобно паутине, оплетающей людей, независимо от их возраста, выдвигает перед социальными работниками ответственную задачу: помочь гражданам распутать эти узлы, помочь населению эффективно противостоять вызовам времени.

Сегодня среди проблем социальной сферы можно выделить следующие:
- использование ряда устаревших технологий (например, как 20 лет назад носили сумки, так и продолжаем их носить);
- высокозатратное и недостаточно эффективное обслуживание граждан в стационарных учреждениях, серьезно отстающих от европейских стандартов;
- недостаточно удовлетворительное качество социальных услуг;
- неполная доступность услуг (например, наличие очереди) и т.п.

В этих условиях мы должны хорошо себе представлять, что на данном этапе модернизации страны, общества, в котором социальные права и условия минимального социального комфорта пока еще недостаточно гарантированы, непросто спланировать и осуществить технологическую модернизацию, проведение которой может быть сопряжено с социальной напряженностью.

Таким образом, научно-техническая модернизация без социальной модернизации не сможет быть эффективной, а, наоборот, рискует, на наш взгляд, скомпрометировать саму модернизационную идею.
Для чего планируется и проводится модернизация? Для того чтобы человек, живущий в нашей стране, жил в комфортных социальных условиях, чувствовал себя достойной личностью, ощущал уважение государства и его институтов. То есть модернизация должна проводиться для блага человека, во имя его развития.

Итак, на каких основных направлениях модернизации хотелось бы сосредоточить ваше внимание?

Во-первых, предстоит серьезная работа по переводу всей системы на новые организационные формы (преобразование государственных учреждений в форму казенных организаций, бюджетных с дополнительными полномочиями, автономных (некоммерческих). Перевод учреждений системы социальной защиты на новые формы позволит внедрить платные социальные услуги, тем самым увеличит контингент получателей услуг, повысив их качество.

Должен быть расширен в целом спектр социальных услуг, в первую очередь информационных, консультационных, правовых, психологических, которых сегодня явно не хватает населению.

При этом уже сейчас следует прорабатывать вопросы, связанные со страхованием платных услуг в стационарных учреждениях.

Во-вторых, наша система одной из первых должна выполнить задачу, поставленную Правительством России: полностью перейти на электронный документооборот. Это позволит значительно сократить бюрократическую волокиту, отменить бесконечные походы за справками, стояние в очередях, то есть облегчит жизнь маломобильным группам населения.

В-третьих, постарение населения требует развития новых социальных услуг. Это касается и стационарных учреждений, и центров социального обслуживания. Необходима оптимизация сети социального обслуживания пожилых людей как в плане инфраструктуры, так и в плане оказываемых услуг. Переход от сметного финансирования к бюджетным ассигнованиям на основе государственного задания позволяет выявить ресурсы и перспективы для дальнейшего развития.

Сегодня еще есть учреждения социального обслуживания, работающие по старинке. В дневные часы центры социального обслуживания мало заполнены. Проводимые мероприятия разрознены и неэффективны.

В условиях модернизации крайне важно, чтобы каждое учреждение имело перспективную целевую программу на пять-десять лет вперед, в которой необходимо предусмотреть использование эффективных управленческих механизмов внутренней организации деятельности, а также взаимодействия с малым бизнесом, некоммерческими организациями.

Законы рыночного развития неизбежно приведут к сокращению государственного сектора в экономике социальной сферы. Формирование рынка социальных услуг повлечет за собой увеличение числа продуцентов услуг, конкуренцию производителей и в конечном счете расширение объема и повышение качества социального обслуживания.

В-четвертых, важно осуществлять переход от иждивенческо-потребительской системы социальной защиты населения к системе активного партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем и обеспечения его социального благополучия.

Сегодня актуальным инструментом адресной социальной помощи становится социальный контракт: государство берет на себя обязанность оказать обусловленную помощь малоимущему трудоспособному индивиду, семье, а индивид, со своей стороны, берет на себя обязательства привести свою жизнь в порядок, получить профессию, устроиться на работу или начать свой маленький бизнес. Таким образом, государственная социальная помощь будет нацелена не на то, чтобы консервировать иждивенчество, зависимость, безынициативность, а на то, чтобы помочь человеку преодолеть трудности и встать на собственные ноги.

В-пятых, в перспективе вместо предоставления гарантированных услуг в натуральной форме гражданам, в соответствии с их пожеланиями, может предоставляться прямая целевая выплата в виде социального сертификата, размер которой определяется стоимостью услуг (необходимостью количества и качества), положенных данному гражданину. Указанная прямая социальная выплата может быть перечислена на счет «социальной карты» и использована получателем в социальной службе любой организационной формы и формы собственности, но только на оплату социальных услуг.

Большую работу предстоит провести по обеспечению общественного и ведомственного контроля за деятельностью социальных служб, объемом и качеством оказываемых услуг, обеспечением прав и законных интересов обслуживаемых граждан. Параллельно нам следует принимать дополнительные меры по более активному развертыванию волонтерского движения, общественных инициатив в сфере содействия работе социальных учреждений и помощи лицам, в них находящимся.

В-шестых, особое место в процессе модернизации системы должно отводиться созданию доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограничениями здоровья, пожилых людей, родителей с маленькими детьми и пр. Создание зон доступности, дальнейшее развитие системы ресурсных и информационных центров, консультативных и посреднических служб поможет людям с ограничениями жизнедеятельности и трудоспособности найти себе рабочее место, самостоятельный заработок.

Хочу отметить, что определенные успехи семейно-демографической политики в Новосибирской области не должны заслонять от нас тот факт, что по-прежнему жизнедеятельность многих взрослых далека от принципов ответственного родительства. И, соответственно, многие дети находятся в трудной или даже опасной социальной ситуации. К сожалению, наши учреждения делают пока значительно меньше чем следует.

Важно не ждать, пока комиссия по делам несовершеннолетних или опека, или еще кто-нибудь направит семью в наше учреждение или отделение, а самим выявлять проблемную, неблагополучную семью на раннем этапе, когда вмешательство может быть особенно эффективным. Пока новостные сводки говорят о том, что мы, наши социальные службы, опаздываем и не всегда успеваем помочь ребенку, бьем по хвостам, спохватываемся, когда родитель уже на скамье подсудимых. А очень важно как можно быстрее перейти от заявительного к выявительному принципу работы в каждом населенном пункте, каждому специалисту по социальной работе с семьей и детьми.

Следующий аспект: считаю, что в нашей сфере в ближайшее время должна быть создана не одна сотня рабочих мест, то есть целая сеть малых предприятий, сервисных фирм, оказывающих социально-бытовые, санитарно-гигиенические и другие виды услуг, не входящих в гарантированный перечень. Это к тому же позволит смягчить напряженность на рынке труда и перенацелить имеющиеся трудовые ресурсы в социальную сферу.

Особую роль вижу в модернизации системы социального управления. В частности, созданное министерство социального развития Новосибирской области — это не просто исполнительный орган государственной власти, я вижу министерство как стратегический мозговой центр, где специалисты занимаются разработкой стратегических направлений социальной политики, осуществляя при этом методологическую и методическую поддержку специалистов на местах, в районах области. Нам важно сейчас изменить и улучшить статус социального работника, сделать его активным проводником модернизации социальной сферы.
Резонанс
Новости
На 58 тысяч километров скручивают пробег машин в Новосибирске. У машин 2017 года выпуска скручивают в среднем «всего» 21 547 километров, у «трехлеток» — почти 40 000 километров. Сайт бесплатных объявлений о купле-продаже автомобилей изучил информацию о скрученных пробегах машин, выставленных на продажу.
Юрий Петухов рекомендован кандидатом для назначения на должность первого заместителя губернатора Новосибирской области, Виталий Голубенко – министра финансов и налоговой политики, Ярослав Фролов – министра труда и социального развития регионального правительства. Им предстоит согласование на сессии Законодательного собрания области.

Сразу три маршрута исчезли утром 18 сентября с левобережья Новосибирска. Советский район частично остался без муниципальных маршруток №5, 6 и 7. Минтранс Новосибирской области взял под контроль ситуацию с общественным транспортом, напомнив мэрии о необходимости тщательней информировать горожан об изменениях в движении маршрутов.
Сто крутых призов за креативные фото в день выборов нашли своих законных владельцев. Итогом фотоконкурса от Издательского дома «Советская Сибирь» в Новосибирске стала церемония вручения подарков за творчество, обаяние и изобретательность. Победители раскрыли секреты, как им удалось покорить фотографиями сердца жюри.
20.09.2018
Количество вариантов квартир стоимостью от 0,9 до 1,1 миллиона рублей в Новосибирске за год выросло на 30%  – с 863 до 1119 объектов. Такие данные получили аналитики портала по выбору недвижимости N1.RU.
В зоне рискованного земледелия безродное зерно хорошего урожая не дает. Минсельхоз региона направляет миллионы рублей хозяйствам, приобретающим элитный семенной материал. В 2018 году на этот вид господдержки выделили почти на 20 миллионов рублей больше, чем в предыдущем. Доля площадей, засеянных элитными семенами, посто­янно увеличивается, но не так быстро, как хотелось бы.