Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Наша Пайвинская школа

21.10.2010
Наша Пайвинская школа
«Школьные годы чудесные...» — время не властно над строками песни, в любом человеке любого поколения они вызывают светлые воспоминания, связанные со школой. У многих они ассоциируются с Пайвинской школой Маслянинского района Новосибирской области.
В памяти возникает старое деревенское здание, стоящее на косогоре. В середине 50 — 60-х годов насчитывалось более 300 учащихся, несколько классов были параллельными. Кроме пайвинских школьников, учились выпускники из Красковских (деревни Верхнее и Нижнее Красково), Чулымской школы. У многих чулымских ребят осталась в памяти дорога из Чулыма в Пайвино. Эти два села разделяет река Бердь. Зимой дорога проходит по льду реки, в остальное время года — по подвесному мосту. Можно представить, какое мужество требовалось детям, чтобы ходить по такому мосту.

В школе имелись своя мастерская, интернат. В классах при печном отоплении всегда было чисто и тепло. Каждое лето учителя и старшеклассники принимали участие в заготовке дров, которых хватало на всю зиму.

Коллектив учителей был опытным и авторитетным. Добрый, яркий свет детства оставили в душах учеников учителя начальных классов Н.Г. Кличкайло, К.Е. Суманова, Любовь Ведерникова, В.А. Шаболина, К.И. Береснева.

Много замечательных педагогов работало в старших классах. Среди них Мария Федосеевна Пензина. С ней легко было общаться, делиться своими проблемами. Она всегда спешила к нам, послушным и трудным, способным и не очень. Уроки русского языка и литературы были увлекательными.
Александра Евдокимовна Кузнецова вела уроки математики. Это были уроки сотрудничества учителя и учеников. Она стремилась привить интерес к точным наукам, дать прочные знания.

Много времени тратила Евдокия Георгиевна Холина на то, чтобы просто и доходчиво преподнести ученикам сухие математические формулы и теоремы, постоянно стремилась к разнообразной форме уроков.

Навсегда в памяти коллег, учеников и сельчан останется имя Михаила Павловича Холина, директора школы. Доброта, умение слушать людей, внимание к ним — главные черты характера Михаила Павловича. Он был хорошим рассказчиком. На его уроках географии казалось, что побывал в какой-нибудь стране и все видел своими глазами. Михаил Павлович был хорошим психологом и организатором, требовательным к себе и другим. Ему до всего было дело, уходил из школы последним.

В воспитательной работе с учащимися были соревнования за успеваемость, дисциплину, порядок классных комнат — итоги подводились на школьных линейках.

Учащиеся любили уроки труда. Учителем по труду до 1960 года был С.В. Пензин. Он же вел уроки истории, затем его сменил К.Х. Кузнецов. За годы своей трудовой деятельности учителя научили ребят многому — планировали работу так, чтобы изделия нужны были для школы, для колхоза. Например, делали лопаты, стульчики для доярок, для детского сада, полочки для классных комнат, ящики для рассады. Ребята часто бывали в мастерской в свободное от занятий время.

Зимой после уроков многие школьники помогали родителям на ферме. А учителя после занятий шли с информацией на производственные участки к людям, выпускали стенгазеты. Вечерами же, иногда до поздней ночи, проверяли тетради, составляли планы уроков, изготавливали наглядные пособия, таблицы, схемы.

Важной задачей школы являлось воспитание у ребят трудолюбия. Опытническая работа воспитывает интерес к науке, природе, любовь к земле, бережное отношение к ней.

Выпускники школы часто вспоминают руководителя опытного участка С.В. Пензина. Савватей Васильевич — участник Великой Отечественной войны. В 1940 году был призван на срочную службу. В 1941 году началась война. Участвовал в снятии блокады Ленинграда. Выжженная, израненная осколками снарядов и бомб земля. Вера Царева-Филисова, медсестра батальона, в котором воевал Пензин, увековечила путь батальона в книге «Стояли насмерть»: «Враг дошел до развилки дорог Петергоф — Ораниенбаум, потеснив 1062-й стрелковый полк 281-й стрелковой дивизии. Нашему батальону было приказано поддержать полк. Сложная была задача 3-й роты. Ей предстояло перевалить шоссе, развернуться фронтом на север и не допустить выход гитлеровцев из деревни Коровино. Между тем вдоль шоссе били пулеметы. Били из четырех дотов. Нужно было во что бы то ни стало подавить эти опасные огневые точки. Первым попытался пересечь курсант Иван Бураков. Он был тяжело ранен пулеметной очередью. Его товарищи Савватей Пензин, Митрофан Гамов, Александр Грыбалко, Алексей Николаев, Василий Самсонов вооружились гранатами и поползли к вражеским дотам. Рота ждала. Вскоре в темноте раздались взрывы. Дзоты один за другим замолчали. 3-я рота перевалила шоссе и заняла позиции, которые ей были указаны. Стрелковый полк в назначенное время повел наступление на Коровино».

В этом бою Савватей Васильевич потерял левую руку. Прошел лечение в Ленинградском госпитале, был комиссован. Вскоре вернулся в родной Маслянинский район и в 1944 году стал работать в Пайвинской школе. На уроках мужества он часто рассказывал о героизме, взаимовыручке, солдатской дружбе, без которой не было бы Победы, и, конечно же, о своих однополчанах.

Чувство гордости за фронтовиков наполняло наши души. Книги и фильмы тех лет воспитывали любовь к Родине.

Вероятно, при виде разрушенных сел и городов, сожженных полей еще тогда у него зародилась мечта посадить сад. И он при поддержке коллектива учителей и учащихся организовал его посадку и приложил немало сил в организации работы на пришкольном участке.

Можно сейчас представить картину цветущего яблоневого сада, который насчитывал несколько десятков различных сортов яблонь. Ровные ряды малины, крыжовника, клумбы цветов. Везде царил порядок. Савватей Васильевич был строгим и требовательным к себе и другим. Следил за тем, чтобы все делали вовремя и в срок. Самым большим наказанием у него было заставить ученика переделать плохо выполненную работу или вскопать дополнительный участок земли. Ребята понимали, что учитель прав, и никогда не обижались на него. С первого класса дети приобщались к работе на участке. У каждого из юннатов имелось дело по душе: уход за цветами, картофелем, льном, кукурузой или какой-то другой культурой. Дети любили свой участок, оберегали его, ценили свой труд.

Сколько интересных опытов проводилось юннатами! Одни занимались изучением сева в разные сроки, другие исследовали влияние различных удобрений на урожайность. И летом, несмотря на то, что почти все школьники помогали колхозу в заготовке кормов, прополке посевов, тереблении льна и в других работах, постоянно несколько человек работало на пришкольном участке.

Добрыми советчиками и помощниками во всех делах выступали члены правления колхоза имени Калинина с его председателем В.Ф. Белоедовым. Было традицией: колхоз в день Октябрьской годовщины премировал учащихся за хорошую работу на полях хозяйства, ежегодно выделял средства на приобретение учебного оборудования.

Свои знания и практические навыки школьники применяли дома. Любовь к садоводству распространялась по селу. Пайвинцы сажали в своих палисадниках саженцы яблонь, малины, смородины, привоз которых из питомников был организован Савватеем Васильевичем.
Школьный сад, пришкольный участок, картофельное поле приносили доход. Часть картофеля и овощей реализовывали через сельпо, деньги шли на школьные нужды.

Добрую память о себе оставил Савватей Васильевич. Свой пытливый ум, доброе сердце отдал детям, у него хватало времени и жизненных сил на все — на педагогическую работу, семью, друзей, учеников. Он рано ушел из жизни — сказались ранения, полученные на войне. Их четверых сыновей Мария Федосеевна воспитала одна. Они получили образование, стали хорошими специалистами своего дела.

Было у пайвинских школьников много такого, что не предусматривалось никакими программами. После Савватея Васильевича руководство пришкольным участком перешло к Валентину Ивановичу Старикову, учителю биологии. Он вместе со своей женой Диной Алексеевной — агрономом хозяйства, в дальнейшем научным сотрудником ВАСХНИЛа, со школьниками районировали новые сорта различных культур, в частности, несколько сортов озимой пшеницы, выведенных в Кобнашевской госсемстанции. Пайвинские юннаты неоднократно получали за свою работу похвальные грамоты райкома комсомола Пайвино.

На базе Пайвинской школы по вопросам трудового воспитания проводились семинары учителей из других сел района. Визитной карточкой Пайвинской школы были ее сад и пришкольный участок.

Наши учителя решали задачу нравственного, эстетического воспитания. Учили детей видеть вокруг прекрасное, не бояться трудностей, быть трудолюбивыми и добрыми. Время берет свое. Многих учителей нет рядом с нами. Добрую, светлую память они оставили о себе.

Прошло более 50 лет. Не стало нашей старенькой деревянной школы, нет нашего сада и пришкольного участка. Построено новое типовое здание школы, рядом расположен новый пришкольный участок. Многое изменилось за это время.

Бывшие ученики окончили учебные заведения, получили образование, завели семьи, воспитали детей, многие стали дедушками и бабушками. Многие уже на пенсии, являются ветеранами труда. Наш колхоз имени Калинина со временем стал отделением совхоза «Маслянинский», затем самостоятельным хозяйством — совхозом «Пайвинский» В настоящее время на его землях организовано хозяйство «Сибирская нива», которое является одним из передовых в Новосибирской области.

Трудно даже представить, сколько учеников сидели в нашей школе за партами, получали пятерки и двойки, смеялись, грустили, прощаясь со школой, получая аттестаты и напутствия в жизнь. Многие выпускники Пайвинской школы середины 60-х годов остались работать в своем хозяйстве и добросовестным трудом укрепляли и развивали его. Другие, имея различные специальности, разъехались и работали по всей стране. Это добрые, трудолюбивые, отзывчивые люди.

В этом есть большая заслуга нашего учителя труда и истории Савватея Васильевича Пензина и наших учителей.

Изменилось время, изменились общество и дети. Но неизменно осталось одно — роль учителя и школы и место их в обществе.
Резонанс
Новости
Работники дошкольного образования отмечают профессиональный праздник 27 сентября. Воспитатели детсадов грезят о сертификатах в «Икею», горшочных растениях и кулинарных книгах, а родители малышей дарят банальные цветы, конфеты и чайные сервизы. VN.ru научит, как поздравить педагогов в мессенджерах, и что дарить лично.
Художественный фильм снимали под Колыванью Новосибирской области. По сценарию фильма современные дети познакомятся с бытом партизан и даже возьмут в плен немецкого летчика.
Посетит Россию в декабре фронтмен немецкой рок-группы Rammstein Тилль Линдеманн. Он выступит в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Иркутске. Об этом сообщили в пресс-службе компании T.C.I – организатора российского тура.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
Несколько сотен новосибирцев с плакатами собрались возле ГПНТБ днем в субботу 22 сентября. Основные требования — отмена повышения пенсионного возраста. Организаторами согласованной акции протеста выступил обком КПРФ.
Суд встал на сторону жительницы Новосибирска, которую медики клиники Пасман объявили бесплодной и рекомендовали дорогостоящий метод лечения. Однако, пройдя экстракорпоральное оплодотворение, женщина не забеременела, а зачала и родила ребенка другим способом.