Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Во славные дни «Благовеста»

Во славные дни «Благовеста»
Традиционный, двенадцатый по счету, фольклорный фестиваль «Благовест» в Тюмени собрал под свои знамена около тысячи участников из нескольких казачьих обществ: Южно-Тобольского, Обь-Иртышского, Обско-Полярного, Омского, Оренбургского, Новосибирского…
…Бравые мужчины в форме, при папахах, погонах и в начищенных до блеска сапогах, гарны дивчины да почтенные матроны в традиционных украшениях и нарядных платьях самых разных фасонов, которые испокон веку были в моде да, пожалуй, и сегодня дадут фору иным новоявленным моделям — всё это дружное сообщество вдохновенно играло на гармонях, баянах, аккордеонах, балалайках, лихо отплясывало старинные и вечно молодые танцевальные па. А песни — заводные, озорные, лирические, протяжные, обрядовые, беседные, свадебные, исторические, военно-бытовые, строевые, баллады, плясовые «скоморошины», частушки-припевки, кажется, не имели конца и края. Их мелодии и сюжеты брали за сердце — благо эти исполнители знают толк в народном напеве и могут затронуть самую тонкую струну в твоей душе.

А проходит фестиваль именно в октябре не случайно — у «Благовеста» давняя традиция, идущая из глубин истории. Как пишет в своих исследованиях писатель из Тюмени Анатолий Васильев, в такие же осенние дни 1582 года «атаман Иван Черкас Александров от имени Ермака бил челом царю Иоанну Грозному новым царством Сибирским. Никаких кольчуг, никаких шуб со своего плеча при этом Иван Васильевич никому не дарил, лишь сказано было, что Ермаку можно быть на Москве.

…Люди, пришедшие с Ермаком, стали первыми сибирскими казаками, и назывались они тюменскими. С заложением Тобольска появились казаки тобольские, ими стала ермаковская «старая сотня». С появлением новых городов, новых острогов появлялись новые казаки — сургутские, обдорские, березовские, томские, кузнецкие городовые…»

Сибирское казачество, отмечает литератор, «комплектовалось» в том числе и «иноземцами, большую часть их составляли «черкасы» — украинцы, «литва» — поляки, немцы. Оставаясь здесь навсегда, они превращались в Литвиновых, Поляковых, Запорожских, Черкасовых, Французовых и Францевых. Принимая православие, Ян Березуцкий превращался в Ивана Березовского, Иозеф Кобылинский — в Осипа Кобылина, Грицко Негода — в Григория Негодина… Вот такой интернационал, что, собственно, не помешало его представителям вместе с русскими казаками заложить основы будущего сибирского могущества, привести этот край к цивилизованному мироустройству.

Что касается толерантности, или по-простому — житейской мудрости и народной дипломатии, то в этой связи мне вспоминаются слова Владимира Есикова, атамана областного центра казачьей культуры «Благоросичи», руководителя ансамбля «Тюмень казачья», поэта, композитора и гармониста: «Все наши предки родом с нижнего Дона. А жены наши — самых разных национальностей, из самых разных мест. Казак ведь как женится? Чтобы женка по сердцу была, а национальность у нее никто не спрашивает. Но какого бы она ни была роду-племени, в замужестве за казаком становится православной. Потому что православие — основа, фундамент казачества. Хотя известно, что в воинстве Ермака и Пугачева находились и башкиры, и татары, и калмыки, и буряты… С нами во все времена были служивые, представляющие другие народы. Они не были казаками, но, сохраняя свою веру, культуру, обычаи, одежду — словом, чтя свои традиции, тянулись к нам. Эта добрая традиция сплачивает народы разных национальностей на казачьей идее. Будет сильным казачество — Россия останется непобедимой».

И нынешний фольклорный праздник, приобретая все больший масштаб, снова привлек приверженцев многовековой народной культуры, настоящих ее ценителей и ревнителей — по обе стороны сцены. В Тюмень приехали взрослые и детские самодеятельные коллективы (вокальные, хореографические, инструментальные), солисты, а также мастера казачьих народных промыслов и ремесел. А это десятки творческих групп, бесчисленное множество отдельных исполнителей песни, танцоров, народных музыкантов, мастеров декоративно-прикладного творчества, представляющих казачьи сообщества юга области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, а также Новосибирска, Кургана, Свердловской области…

Специалисты отмечали бережное отношение участников фестиваля «Благовест» к песням донских, кубанских, уральских и сибирских казаков, тонкое чувство стиля как в их обработке, распеве, так и в манере исполнения. За это они удостились высоких оценок жюри. Как и в предыдущие годы, в рамках фестиваля проходили творческие лаборатории и мастер-классы лучших творческих коллективов и отдельных представителей казачьей художественной самодеятельности, концерты, выставки изделий народных промыслов и ремесел… Традиционно яркой по цветам и разнообразной по техникам и жанрам предстала взору посетителей экспозиция декоративно-прикладного творчества. А завершали праздник гала-концерт лауреатов и награждение их дипломами, грамотами и сувенирами от настоящих знатоков традиций подлинных мастеров декоративно-прикладного творчества, ремесел и промыслов, живописи, а также лучших исполнителей в других фестивальных номинациях: «Вокал» (ансамбли и солисты), «Хореография», «Инструментальное исполнение», «Художественное слово». Критерии здесь были неизменны: мастерство, артистичность, сценическая культура, эмоциональность, художественная выразительность, режиссерское решение программы (её сценическое воплощение), этнодостоверность, эстетичность костюмов плюс самобытность и оригинальность подачи материала.

«Благовест» — прежде всего любовь к фольклорно-этнографическому, музыкальному богатству, грамотный подход к его сценической обработке, чуткое внимание к талантам. Казачья культура, по сути, часть духовного наследия русского народа, а сам фестиваль — лучший способ ее пропаганды и популяризации в среде молодежи, привлечения к ней внимания самой широкой общественности.
Резонанс
Новости
В жаркую погоду сотни новосибирцев отправляются к водоемам, как результат - всплеск несчастных случаев. Где категорически нельзя купаться, и почему старая пословица «Не зная броду, не суйся в воду» сегодня актуальна как никогда, узнали корреспонденты ОТС.
20.07.2018
Бывший ДК «Строитель», а ныне КТЦ «Евразия» около станции метро «Березовая роща» может лишиться мозаичного панно «Строители коммунизма» на фасаде. Известный советский и российский художник-монументалист, скульптор и профессор Зураб Церетели отправил письмо главе региона Андрею Травникову с просьбой сохранить панно времен соцреализма.
Предложения по проекту развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0»  обсуждались в рамках информационного дня мэрии в администрации Советского района 19 июля. Встреча была малочисленной, в основном известные общественники и зампредседателя СО РАН Иван Благодырь. Но дискуссии получились жаркими, особенно вокруг маршрута Восточного объезда и радикальных идей, типа выноса научных институтов за пределы Академгородка.
Соседи одной из самых старых улиц Сузунского района Новосибирской области устроили себе праздник. Они так долго живут вместе, что посторонние люди отмечают даже внешнее сходство. Все как в семье – тайн не бывает, все достижения на виду.
На выезде из Новосибирска скоро станет меньше пробок - строители начали монтировать вторую очередь путепровода в Ленинск-Кузнецком направлении.
«Я невиновен, это произвол и беспредел», — заявил 35-летний хоккеист из Куйбышева Новосибирской области Роман Л., которого обвиняют в расстреле наряда полиции. Это случилось в марте 2013 года после переименования милиции в полицию. Младший сержант Виктор Кабак стал первым в России погибшим полицейским после реформы МВД.  
x^