Новосибирск 1.4 °C

Риски ущерба можно и надо снижать

05.11.2010 00:00:00
Риски ущерба можно и надо снижать
Личное благополучие заботит каждого из нас более всего, при этом риски ущерба могут возрастать, а могут и снижаться. На то бывают разные причины. О том, как свести эти риски к минимуму, мы беседуем с начальником управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области Валерием МИХЕЕВЫМ.

— Валерий Николаевич, в последнее время жизнь испытывает нас на прочность — засуха, пожары, рывки цен, а еще предсказатели прогнозируют зимой эпидемии, кризисы. Что делать?

— В отношении различных предсказаний — прежде всего не паниковать. Надо понимать, что всегда были и есть люди, склонные к преувеличению страхов. Реальные проблемы следует решать по мере возникновения, а еще лучше — предупреждать. Собственно, такой работой и занимается Роспотребнадзор РФ при активном участии населения. Мы крайне заинтересованы в укреплении и развитии контактов, обмене информацией с гражданами. Примечательно: количество заявлений и обращений к нам за девять месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло более чем в два раза.

— На что жалуются сегодня граждане?

— Больше всего заявлений и обращений поступает к нам в связи с неудовлетворением условиями проживания в городе. Шум в жилых помещениях от встроенных в дома различных объектов — общественного питания, магазинов, пивных точек, ночных клубов. По каждому такому обращению проводим проверку с выходом на место, замеряем величину шума, вибрации и даем соответствующие предложения по устранению шума, ставим этот вопрос на контроль. Проходит определенное время, наши специалисты выходят с проверкой по исполнению предписания, устранения выявленных причин. Другая часть жалоб тоже весьма значительная — это неудобное расположение во дворах площадок мусорных контейнеров, разгрузка которых с шумом производится в 5—6 утра. В этой ситуации мы больше работаем с администрациями районов, поскольку они принимают решение по расположению контейнерных площадок. В настоящее время действует правило: любая контейнерная площадка или автостоянка должна размещаться по согласованию с жителями этого дома, общего собрания собственников жилья. Если такого решения не было, проблема адресуется для разрешения главе районной администрации.

— А вот, бывает, на улице рядом с домом или школой появляется киоск или модульный магазинчик, торгующий продуктами. Одним нравится, другие не хотят…

— Управление потребительского рынка мэрии Новосибирска проинформировано о ситуации, и у нас есть общая позиция по поводу временных торговых объектов, которые влияют на условия проживания. Все подобные объекты размещаются исключительно по согласованию с районной администрацией как собственником земельного участка. Если торговая точка нарушает условия договора аренды земельного участка (например, санитарные правила), такой договор должен быть расторгнут.

Для жителей села наиболее актуальна другая проблема — качество питьевой воды. В Новосибирском районе, Мошковском, Куйбышевском, Барабинском и других фиксируется повышенное содержание в воде железа, марганца, а кое-где и бора. Если муниципальное образование, которое в законодательном порядке обязано обеспечить жителей качественной питьевой водой, но не делает этого, мы принимаем меры административного воздействия. Первоначально накладываем штраф, даем предписание — если оно не исполняется, передаем материалы в суд для принятия решения о защите интересов граждан. Как правило, суды поддерживают нас. Таких примеров много. Муниципальные образования принимают меры по приведению питьевой воды в соответствие с требованиями. Как лучше сделать это практически, наши специалисты всегда готовы подсказать.

И третья составляющая наибольшего объема жалоб — финансовые услуги. Идет новая волна жалоб на различные комиссии и сборы, устанавливаемые кредитными организациями при заключении кредитных договоров и договоров банковского вклада. Хотя Роспотребнадзор во главе с руководителем Геннадием Григорьевичем Онищенко регулярно озвучивает позицию по данной проблеме — о незаконности различных комиссий и плат, банки продолжают включать в договоры условия, ущемляющие права потребителей. Например, кредитные организации включают в кредитные договоры условия об оплате заемщиком комиссии за услуги по выдаче кредита; об обязанности заемщика страховать риски прекращения или ограничения права собственности на заложенное имущество, риски причинения вреда жизни и потери трудоспособности заемщика; о праве кредитора в одностороннем порядке изменять процентную ставку по кредиту…

Приведу не столь давний пример. Возникло гражданское дело по иску гражданки К. к ЗАО «Коммерческий банк «ОТКРЫТИЕ» о признании условий кредитного договора о взимании комиссий за открытие и ведение ссудного счета ничтожными. Выслушав пояснения истца, заключение представителя управления Роспотребнадзора, суд обязал ЗАО «Коммерческий банк «ОТКРЫТИЕ» произвести перерасчет задолженности по кредитному договору путем зачета полученных от гражданки К. сумм ежемесячных комиссий за ведение ссудного счета в размере 276, 0 тыс. рублей и пени за нарушение срока уплаты комиссий за ведение ссудного счета в размере 1868 рублей в счет погашения суммы основного долга. А также взыскать с ЗАО «Коммерческий банк «ОТКРЫТИЕ» в пользу гражданки К. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей и 5000 рублей в возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя.

12 октября в рамках заключенного между Роспотребнадзором и Ассоциацией российских банков (АРБ) соглашения о сотрудничестве состоялась рабочая встреча с представителями более 20 кредитных организаций, в которой также приняли участие представители Центрального банка Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы.

В ходе дискуссии обсуждались актуальные вопросы, связанные с государственным контролем и надзором за соблюдением законодательства о защите прав потребителей на рынке финансовых услуг, осуществляемом Роспотребнадзором и его территориальными органами. Было проведено заседание совета по взаимодействию с органами по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей и общественными объединениями потребителей с участием представителей новосибирских финансовых структур судов с тем, чтобы разъяснить свою позицию.

Выбирая тот или иной объект на плановую проверку, мы действуем не наобум, можем предвидеть результат — тому основой информация, поступающая от граждан. В этом году проверили более четырех тысяч объектов, по результатам возбудили 4 600 дел об административном правонарушении. То есть мы действуем прицельно.

— Начинается зима, и читателей, думаю, также волнуют вопросы предупреждения инфекционных заболеваний в детских образовательных учреждениях.

— Действуем так: даже один случай заболевания — основание для применения всего спектра защитных мер. Это спасает. Хочется надеяться, что и впредь наши специалисты окажутся на высоте.

— Валерий Николаевич, а что может способствовать распространению вируса?

— Чаще всего человеческий фактор: человек не может или не хочет адекватно оценить свое здоровье, болеет, но идет на работу. Страшное дело, если это пищеблок. Или мама не замечает, что ребенок заболел, отдает его в детский садик, воспитатель тоже не увидела или не захотела реагировать — итог известен. Или ребенку надо поставить прививку от полиомиелита — абсолютно безвредная прививка, но родитель категорически возражает. И примеров подобной халатности много. Если ребенок не привит, то вероятность заболевания возрастает многократно, и он может остаться инвалидом — как можно этого не понимать? Заставить невозможно, будем убеждать таких родителей ровно столько, сколько потребуется. Такая вот работа…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: