Новосибирск 11.5 °C

На одной ноге деревня не выстоит

25.11.2010 00:00:00
На одной ноге деревня не выстоит
Наш регион сделал своего рода прорыв в поддержке агропромышленного сектора, первым в России (еще до утверждения соответствующего федерального закона) приняв закон «О поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области». Вообще в плане разработки важнейших для сельского хозяйства документов депутаты-аграрии прошлого созыва законодательного (представительного) органа нашей области были на высоте. Приняты очень серьезные, глубокие, фундаментальные законы и программы.

«Не ошибусь, если скажу, что на сегодня Закон «О поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» — это один из самых эффективно работающих региональных законов. Он дает очень серьезный результат. Только за последние годы мы уже почти на 15 миллиардов рублей приобрели новой техники для аграрного сектора, обеспечили очень динамичное заключение банковских кредитов. Общий объем господдержки за 2009 год составил более трех миллиардов рублей — половина из областного и половина из федерального бюджета. В 2010 году эта цифра составляет уже больше трех миллиардов рублей. А на 2011 год на эти цели только в областном бюджете запланирован 1 миллиард 800 миллионов рублей», — обрисовал сегодняшнюю ситуацию в сельском хозяйстве региона заместитель губернатора Новосибирской области Виктор Гергерт, выступая на заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям областного Законодательного собрания.

Как справедливо отметили депутаты-аграрии, действующий уже четыре года региональный сельскохозяйственный закон сегодня во многом требует доработки хотя бы потому, что актуальность многих реалий стерло само течение жизни. Сегодня — время последующих масштабных шагов по поддержанию и укреплению сельского образа жизни граждан нашей области. Поэтому в региональном правительстве формируется рабочая группа по созданию программ развития сельской экономики, увеличения занятости сельского населения. О серьезности предстоящей работы говорит уже состав данной группы — в нее войдут все отраслевые министры областного правительства, опытнейшие депутаты-аграрии Законодательного собрания, директор Института экономики СО РАН, директор фонда поддержки малого предпринимательства и многие другие специалисты. Их задача — разработать комплексную, интегрированную программу, которая бы предусматривала развитие не только аграрного сектора как такового, но и всей сельской экономики. Цель — в каждом районе предусмотреть развитие всех отраслей (автотранспортного сообщения, строительства, образования, здравоохранения, культуры), создать новые рабочие места — словом, дать мощнейший толчок социально-экономическому развитию села.

По мнению Виктора Гергерта, работе над этим документом депутатам-аграриям необходимо посвятить весь свой избирательный срок. Но самое главное — активно подключить к созданию программы не только чиновников и законотворцев, но и тех, для кого она делается — самих аграриев, руководителей хозяйств, глав муниципалитетов всех уровней. Именно они должны посмотреть на свои производства по-иному, ведь сегодня крестьяне сталкиваются с совершенно новыми вызовами времени. Районы области должны разработать программы развития сельского хозяйства для своих территорий. Тогда все формы господдержки можно будет интегрировать со стратегическим расчетом на большой временной период.

«Мы должны точно, адресно определиться с тем, какой будет пространственно-территориальная модель размещения производительных сил, инвестиций строительства, крупного производства. Это поможет создать гармоничный баланс крупно- и мелкотоварного производства. Необходимо определить, какие должны быть опорные пункты в районах. К примеру, в моем родном Карасукском районе почти 60 сел. Понятно, что строить 60 клубов и столько же больниц, стадионов, школ невозможно. Нужно определить, куда направить средства, чтобы это дало новый импульс к развитию села, сохранению контроля над территориями и сельского образа жизни», — отметил Виктор Гергерт.

И с приоритетами развития села предлагается определяться, ни в коем случае не игнорируя и не уничтожая принудительно отдельные населенные пункты. Если люди хотят жить в своем малом селе, власть должна обеспечить им прожиточный минимум — дорогу, телефон, заготовительную деятельность, гарантирующую оплачиваемый труд. А более масштабные основные инвестиции, которые помогут создать нормальные условия закрепления молодежи на селе, будут способствовать росту производительности труда, производству современной, технологичной, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, должны быть сконцентрированы в неких опорных пунктах. Именно для того, чтобы точно определить адреса таких пунктов, необходимо подключать к разработке областной сельхозпрограммы местный уровень.

Особое внимание при разработке документа депутаты аграрного комитета предложили обратить на животноводство. Председатель комитета, член фракции «Единой России» Александр Морозов предложил сконцентрироваться на тех хозяйствах, которые ведут комплексное сельскохозяйственное производство, — и земледелие, и животноводство.

«Я глубоко убежден, что нужно пойти даже на революционные меры: закон должен поддерживать прежде всего те хозяйства, которые ведут животноводство как основное направление. Сегодня эта отрасль больше подвержена сокращению, а мы приветствуем хозяйства, которые занимаются зерном. Но мне представляется, что крен в эту сторону порождает известные нам проблемы с нереализованным зерном, ограничением рынков сбыта, сложностями ценообразования. Нельзя стоять на одной ноге растениеводства. Сегодня, к сожалению, есть масса примеров, когда с приходом инвесторов уничтожаются тысячи голов скота, десятки тысяч гектаров засеваются ячменем, а целым деревням при этом, оказывается, совершенно нечего делать и некуда идти… У таких деревень перспектив нет», — высказал свое мнение Александр Морозов.

Эти тенденции — те самые новые и во многом неожиданные для людей вызовы времени. Хозяйства всегда отождествлялись с селами в целом, ведь если есть хозяйство, то в селе есть жизнь — работают клуб, детский сад, у людей есть заработки. Сегодня предприниматели от аграрного комплекса уходят из сел — относят свою производственную базу за несколько километров от населенного пункта, люди к ним приезжают, работают, делают им прибыль, а ответственности за нормальные условия жизни крестьян бизнесмены на себя не берут. Поэтому, по мысли Виктора Гергерта, законы должны поддерживать не просто необходимые, но и социально ответственные, а значит, перспективные для области производства.

Опытнейший депутат и аграрий Юрий Бугаков отметил, что по многим очерченным направлениям, в том числе проблемным, пути решения уже давно намечены и обозначены в созданных ранее программах. К примеру, по малым селам депутаты предыдущих созывов и специалисты провели огромную работу — проехали по каждому из них, внесли свои предложения по поддержанию в них жизни. Эти документы, уверен Юрий Федорович, необходимо, что называется, приобщить к делу — делу централизации всех задач по подъему уровня жизни села.

Всю заслушанную информацию депутаты приняли к сведению и заверили специалистов в своей готовности к активной работе над совершенствованием законодательной базы агропромышленного комплекса.

Современная законодательная база, регулирующая сельскохозяйственную отрасль, включает:
— федеральный закон о развитии сельского хозяйства, в соответствии с которым разрабатывается государственная программа на каждые пять лет;
— пятилетнюю федеральную программу по развитию сельского хозяйства с 2008 по 2012 годы (следующий срок программы — с 2013 по 2017 годы);
— федеральные целевые программы: «Социальное развитие села на период до 2012 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафта как национального достояния России на 2006 — 2010 годы» (эта программа продлена до 2012 года);
— отраслевые целевые программы Минсельхоза РФ: «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в РФ на 2009 — 2012 годы», «Развитие мясного скотоводства в РФ на 2009 — 2012 годы», «Развитие маслоделия и сыроделия в России на 2011-2013 годы» (принята совсем недавно);
— на региональном уровне действуют законы «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области», «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по государственной поддержке сельхозпроизводства» (этот закон передает вместе с соответствующими средствами часть полномочий на муниципальный уровень по поддержке сельскохозяйственников);
— на региональном уровне также действует восемь ведомственных целевых программ министерства сельского хозяйства Новосибирской области, регулирующих следующие направления: льняной комплекс, малые формы хозяйств в агропромышленном комплексе, техническое переоснащение сельскохозяйственного производства, молочное скотоводство и увеличение производства молока, мясное скотоводство, семеноводство сельскохозяйственных растений, строительство животноводческих комплексов (ферм) по производству молока и мяса, создание единого информационного обеспечения агропромышленного комплекса в области;
— концепцию повышения эффективности сельской экономики и создания условий для сохранения сельского образа жизни (утверждена в 2009 году).

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: