Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Дмитрий БЫКОВ: «Если говорить серьезно...»

28.04.2011
Татьяна Шипилова
Известный писатель, поэт, публицист, телеведущий и очень востребованный колумнист (где только не прочтешь его яркие, остроумные и даже рифмованные колонки!) москвич Дмитрий Быков приехал в Новосибирск, чтобы прочесть желающим самосовершенствования грамотеям текст тотального диктанта.
Текст, написанный им самим. А еще — к теще и тестю, потому что его жена, тоже известная писательница Ирина Лукьянова, из Новосибирска, закончила гумфак НГУ. И все их нынешние встречи с читателями были дуэтными. Ирина сидела рядышком, но держалась в тени, говорила мало, хотя и отточено — не менее емко и остроумно, чем супруг… А Дмитрий Львович при очной встрече потряс таким же колоссальным обаянием, что и его тексты. Ему не надо было брать аудиторию, завоевывать ее — интеллектуальное обаяние не требовало «хлопотать» лицом и даже… словами. «Каждый пишет, как он дышит», — сказал поэт, о котором Быков написал одну из своих книжек серии ЖЗЛ. Добавим: так же Быков общается с людьми — открыто, очень остроумно, добавляя почти всякий раз рефрен «Если говорить серьезно…».

«Набокова мы тоже любим»
— Дмитрий Львович, вы так много и, кажется, легко пишете, что хотелось бы увидеть это чудо импровизации — рождение текста. Например, на тему: вот весенний день, 22 апреля, кроме того, что это день рождения Набокова, как он начался, чем хорош и что в перспективе?

— В этот день 15 лет назад примерно в это же время я впервые живьем увидел Лукьянову. И с тех пор 22 апреля мы всегда празднуем. А ровно 22 года назад — страшно сказать, как давно, — в этот же день я навсегда покинул в/ч № 71113 в Петербурге, то есть демобилизовался. Так что с днем рождения Ленина у меня связаны скорее приятные ассоциации. И при всей сложности моего отношения какой-то изначальной симпатии к нему я преодолеть не могу. Потому что в его день рождения со мной произошли два самых радостных события в моей жизни. А Набоков, я подозреваю, родился 21 апреля. По крайней мере, подчеркивал это всегда, чтобы не совпадать с другим Владимиром. Набокова мы с женой тоже очень любим…

— Вы сочинили текст Тотального диктанта, который пишут в 11-ти городах России и в одном из городов США. Вас волнует современное состояние грамотности, какие сложные орфограммы вы туда вставили?

— Особенно в США волнует, как вы понимаете… Если говорить серьезно, то мой учительский скромный опыт (а я продолжаю оставаться практикующим словесником и подозреваю, что из всех моих работ, кроме литературы, она самая осмысленная) мне подсказывает, что сейчас большие сложности с тремя видами орфограмм: это «-тся» и «-ться» в окончаниях глаголов; слитное и раздельное написание «не» с чем-либо, а также «н» и двойное «нн» в причастиях. Все это вы найдете в диктанте. Есть еще у нас сегодня проблемы с обособлением определений. Кроме того, в диктанте разбросано очень много авторских знаков. Мой 11-й класс, которому я по секрету продиктовал этот текст, показал неплохие результаты. А всем остальным, думаю, он даст повод вздрогнуть, задуматься и пересмотреть свою жизнь.

«Оставьте школу в покое»
— Ваше отношение к перманентной и нескончаемой реформе российского образования?

— Я уже его не однажды высказывал и повторю еще раз. От государства образованию нужно две вещи — дать денег и оставить его в покое. Сейчас в школе остались только те учителя, которых ничто, кроме любви к профессии, к школе не привязывает. Если нам дать в среднем по стране учительскую зарплату около полутора тысяч долларов (про две я молчу), если средняя зарплата будет, как в частной школе, все остальное мы сделаем сами! Оставьте образование в покое! Не навязывайте ему стандарты, не пытайтесь пристегнуть его к новой прагматике, не пытайтесь каким-то образом отсечь лишнее, потому что человеку в юности нужно только лишнее, — и все будет прекрасно! Необходимое интересует только старика, а школьнику нужно все, он страшно жаден к информации: ему хочется знать, почему вода мокрая, почему «нет правды на земле, но нет ее и выше», кто такой Герцен, Толстой и Ньютон — то, что нам с вами совершенно уже не интересно! Он постоянно окружен этими ста тысячами «почему» и их нельзя лимитировать. Так что оставьте школу в покое и заплатите учителю — у вас через 5 лет будет прекрасное образование. Если это нужно кому-либо…

— Школьные сочинения ваших учеников вас больше огорчают или радуют?

— Я даю такие сочинения, которые в принципе могут только обрадовать. Например, написать заключительный акт к чеховскому «Вишневому саду» — мне кажется, что пьеса не закончена. Написать финал «Преступления и наказания» — роман оборван. Сочинить свою расшифровку стихотворения Гумилева «Заблудившийся трамвай» или мандельштамовских «Стихов о неизвестном солдате»… Я даю темы, которые трудно написать плохо, и мне нравятся их сочинения. Иногда я использую их мысли в своих статьях. Всегда, разумеется, ссылаясь. Или не всегда…

«Книга похожа на жизнь»
— Сейчас модно читать книги с экрана, ваше отношение к печатным книгам? К чему больше душа лежит — воспринимать текст, в том числе и собственный, на портале или в книжке? Хотя за книжки деньги платят, а в сети уж точно нет…

— Скажу страшное: мне кажется, что брать деньги за литературу так же наивно, как за любовь. Или так же не наивно, но неправильно. И я зарабатываю другими вещами. Мне представляется в идеале, что писатель вообще должен существовать на нелитературные заработки. Да, мне очень нравится, когда книги пиратским образом выкладывают в интернете. Но, как показывает практика, посмотрев фильм, мы всегда стараемся прочитать книгу, чтобы узнать, как оно было на самом деле. Точно так же, прочитав книгу в электронном варианте, мы почему-то хотим иметь ее дома в бумажном. Может быть, потому, что электронную не возьмешь с собой в уборную, в поезде и городском транспорте она не так удобна… А может быть, потому, что, по набоковскому меткому замечанию, книга похожа на жизнь. И по толщине оставшегося слоя понимаешь, сколько тебе осталось.

Такая вот «антропная», человекоудобная, вещь… Поэтому книга, по-моему, остается оптимальным носителем. Кстати, одна журналистка с «Эха Москвы», прочитав мой роман «ЖД», так была потрясена, что выбросила книгу в окно — сильный художественный жест! А если бы она это в ридере прочитала, то так бы поступить не смогла. Хотя я всё думаю, а если бы там кто-нибудь шёл?..

— Дмитрий Львович, как вы относитесь к премиям и наградам? Что для вас, к примеру, значит титул «Золотое перо России-2010»?

— Когда получаю очередное «Золотое перо», всегда вспоминаю в этой связи диалог Давыдова и Лушки из второго тома «Поднятой целины». Лушка во время свидания говорит: «Лёгко-то мне сейчас как!» На что Давыдов мрачно отвечает: «Перо вставить и — полетишь!..» А если говорить серьезно, то нам почему-то свойственно придавать какое-то гипертрофированное значение премиям. Вот организаторы НацБеста почему-то думают, что люди убиваются, чтоб их премию получить. Клянусь, что после объявления шорт-листа кто-нибудь из оргкомитета напишет, как я старался, всех подкупал — вообще сплю и вижу второй НацБест получить… Соответственно, вокруг «Большой книги» совершенно дикие интриги идут — тоже непонятно почему?

— Вы, кажется, где-то говорили, что ужасно ленивы, но книги выходят одна за другой, колонки в самых разных изданиях — регулярно. Как вы всё успеваете, спите по два часа в сутки?

— В принципе, когда вас двое — два писателя в доме, то вам значительно легче. Всегда кто-нибудь пишет, а кто-то идет в магазин. Если спорный момент, можно посчитаться или кинуть монету. А вообще-то, я ничего не успеваю, если говорить серьезно. Один мой друг, Константин Крылов, фантаст и философ, который пишет гораздо больше меня и еще занимается оргработой в одном общественном движении, на вопрос, как он всё успевает, однажды ответил с великолепной небрежностью: «Не мешки ворочать…»

— От какого вида писательства вы получаете наибольшее удовлетворение?

— Больше всего я люблю писать только стихи. Или если это очень злобная и смешная заметка в газету. Прозу писать очень трудно. Это всегда момент насилия над собой…

— Вы можете сформулировать-обобщить, чему вы учите своих студентов и школьников?

— Очень трудно, но попробую. Знаете, есть гумилевская формулировка: «Я учу, как не бояться и делать то, что должно». Я бы сказал, я учу не бояться и делать то, что НЕ должно. Если же брать более широко, я учу их непрагматическому отношению к жизни. Потому что если вы выигрываете в прагматике, то, как правило, проигрываете в будущем, в скоростях, в удовольствиях, в каких-то других вещах. Жизнь не тождественна пользе и не тождественна расчету. Русский бог так устроил: чем здесь больше рассчитываешь, тем вернее лажаешься. В России надо действовать по вдохновению. Именно этому я их пытаюсь учить. Кроме того, я учу их относиться к русской литературе, как к аптечке: когда у тебя апатия — читай Чехова, любовное томление — Пастернака, крупная деловая неудача — откроешь «Обломова» и поймешь, что гораздо лучше лежать на диване, чем суетиться. В общем, в чтении классиков мы должны найти душеполезные рецепты…

ФАКТ
По переписи 1897 года 73 процента населения в возрасте от 9 лет и старше в России было неграмотным.
Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
28.05.2020
Обучая ребят правильному написанию русских слов, преподаватель сузунской школы Людмила Никитина разработала свою систему алгоритмов. «Это немножко из математики, — смеется она, — но помогает. Например, задумавшись, сколько букв «Н» написать в суффиксе, ученик начинает логически размышлять: от какого слова образовано, если от существительного – то одна логика, если от глагола – другая. И в конце своих размышлений сам же и приходит к выводу, как правильно писать. И такие алгоритмы применяются ко всем правилам русского языка».
Разгар пандемии коронавируса Covid-19 - все закупаются масками, перчатками и антисептиками. Однако не менее важно укреплять здоровье и снижать восприимчивость к вирусам изнутри. Разумеется, можно принимать витамины для поддержки иммунной системы. А можно совместить приятное с полезным и употреблять в пищу продукты с богатым минеральным составом.
Откуда такая разница в статистике смертей от коронавируса в России и странах Европы и США? Как соблюдают карантинные меры жители США – страны с наибольшим числом заболевших COVID-19 в мире? Ждать ли новую «Великую депрессию»?
Новосибирские пограничники отмечают свой праздник 28 мая, несмотря на коронавирус и полицию. В сквере 40 лет Победы на Дуси Ковальчук собрались более 100 человек в зеленых фуражках с флагами погранвойск, чтобы возложить цветы и встретиться с сослуживцами. Прибывшие полицейские не стали разгонять пограничников.
Совещание о ходе реконструкции второй взлетно-посадочной полосы на территории аэропорта «Толмачево» провел губернатор Андрей Травников 28 мая. Глава региона подчеркнул, что работы по реконструкции крупнейшего хаба Сибири идут полным ходом даже во время эпидемии коронавируса.
Сразу 103 новых заболевших COVID-19 найдено за сутки 28-29 мая в Новосибирской области. Общий показатель разом подскочил почти до 2600 инфицированных.
x^