Новосибирск 4.9 °C

Прививка нравственности

17.11.2011 00:00:00

Простые вещи
Тогда, в 2009 году, когда зашла речь об апробации курса, неоднозначность общественной реакции была вызвана в первую очередь неосведомлённостью: кто и что будет рассказывать детям? В каком виде и в каком объёме? Насколько сложным будет процесс в такой многоконфессиональной стране, как Россия? Со стороны самих конфессий и многочисленных землячеств звучали опасения: не превратится ли этот курс в прямую пропаганду православия?

Не превратился. Изначально никто и не собирался разучивать со школьниками жития святых и зубрить наизусть Евангелие. Во-первых, цели у курса были и есть совсем другие.

— «Основы религиозных культур и светской этики» являются культурологическим курсом, который направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, — говорит Наталья Попова, директор Центра культурологического и религиоведческого образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. — Это как раз то, что составляет основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России и нацелено на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Таким образом, содержанием курса стал акцент на культуру, на произведения искусства, которые в конечном итоге выступают в качестве повода для углублённого разговора о вопросах морали, нравственности. И здесь, например, обсуждение православного храма идёт не как самоцель, но как понятийный пример термина «святыня», который есть в любой конфессии или же вне религиозного сознания вовсе. Если же класс рассматривает вопросы чести и достоинства, то тут хорошим пособием может стать пушкинская «Капитанская дочка», и ребята гораздо более пристальнее рассматривают те или иные ситуации в жизни героев, имея возможность более детально проработать их со всех сторон, в том числе и с точки зрения нравственных аспектов. В этом плане курс стал подспорьем школьным литераторам, историкам и обществоведам: школьная программа не имеет возможности в таком объеме останавливаться на нюансах и целые произведения порой попросту проглатываются незаметно для части класса.

Выбор как принцип
Сегодня в Новосибирской области в апробации принимают участие 22 427 учащихся. Однако, не все они постигают одно и то же. Родителями (как законными представителями) для обучения ребенка был выбран тот или иной модуль: основы светской этики (67,3% всех школьников, принимающих участие в курсе), основы православной культуры (20,1%) или основы мировых религиозных культур (12,6%).

Отметим, что выбор — ключевое слово при внедрении курса. Каждый шаг, каждый аспект старательно и неторопливо рассматривался, взвешивался, объяснялся на многочисленных родительских собраниях, где папа и мама могли высказать свои опасения, задать вопрос и наконец составить чёткое и ясное представление, о чём идёт речь.

— Кроме того, постоянными респондентами опросов, анкетирования и всевозможного мониторинга являются сами дети, — подчеркивает Наталья Попова. — И здесь конкретные результаты говорят сами за себя.

Так, на вопрос «Помог ли тебе этот предмет в чём-то разобраться?» ответ «да» дали 100 процентов учеников. Более подробно ответы распределились так: «понимать другого человека» — 30%; «не злиться по пустякам» — 10%; «понять семейные традиции» — 50%; а 10% мальчишек и девчонок ответили «теперь я знаю, как я могу сделать доброе дело». Немало, согласитесь.

Яблоня от… яблока?
За языком статистики — живые глаза, выглядывающие из-за цифр и процентов школьники. Которые, пожалуй, именно своим отношением и проголосовали за новый курс.

Простая школа в глубине непарадного жилмассива. Со своими заботами и разношёрстным, как и везде, составом ребятишек из самых разных семей: атеисты, православные, мусульмане…

— В самом начале подходит ко мне одна девочка, — рассказывает Марина Захарова, учитель истории, обществознания и основ православной культуры новосибирской школы № 15, — и говорит: «Я баптистка и на ваших уроках буду просто сидеть, слушать, но не буду ничего делать». Хорошо, отвечаю, договорились. Проходит урок, два, и я вижу, что она настолько увлеченно включилась в процесс, что ни о какой дистанцированности не может быть и речи!

Впрочем (вернемся к началу разговора), такой результат закономерен: «Основы религиозных культур и светской этики» изначально позиционировались как своего рода системное культурологическое дополнение к курсам истории и предмету «Окружающий мир». И то, что ребята тянутся к таким знаниям, можно только приветствовать.

Взрослые же, разобравшись и вникнув в содержание уроков, сегодня говорят:

— Математика и физика — это ещё полдела, можно быть смышленым, но вырасти настоящим бандитом, не имея нравственных и духовных ориентиров. И сегодня 77% родителей помогают детям при подготовке домашних заданий по курсу — яблони потянулись за яблоками.

Кстати, и сами «садовники» выразили желание повысить своё мастерство — учителя, преподающие основы религиозных культур и светской этики, озвучивают инициативу продолжить повышение квалификации по новому курсу.

— Всё вместе, в целом — важный, значимый результат, — говорит Марина Захарова. — И то, что духовно-нравственное воспитание занимает теперь достойное место в школьной программе, делает честь нашему региону.

СПРАВКА
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» идет в четвертых и пятых классах в 1027 школах Новосибирской области. Всего в апробации принимают участие 22 427 учащихся и 1 500 учителей.

ФАКТ
На вопрос «Что больше всего нравится на уроках курса «Основы религиозных культур»? ребята ответили: «Работа в парах», «Создание иллюстраций», «Работа над проектами», «Выполнение с родителями домашнего задания», «Совместное обсуждение сказок».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: