Новосибирск -1.9 °C

Топливо будущего

24.11.2011 00:00:00

Первые ласточки
Одной из первых новосибирских компаний, которые смогут оценить все преимущества газовых автомобилей, стал ПСК «Сибирь». Компания закупила десять грузовиков «КамАЗ», которые работают на метане, и уже почувствовала выгоду от перехода на новые топливные технологии.

— Идея приобрести «КамАЗы», работающие на метане, начала созревать у нас еще 5 лет назад, — рассказывает Дмитрий Червов, генеральный директор компании ООО «Сибирь-развитие». — Мы давно пытались использовать комбинированные газово-бензиновые двигатели и пришли к такому выводу: наиболее выгодно использовать «КамАЗы», работающие на чистом метане. Использование метана позволяет значительно сэкономить на стоимости грузоперевозок, и в ближайшем будущем мы планируем приобрести еще ряд крупнотоннажных грузовиков для использования внутри города.

Полезный газ
Чем же так хороши автомобили на газе? Они энергетически эффективны и экологически безопасны, потому что в качестве топлива для них используется метан — компримированный природный газ (КПГ). Метан легче воздуха и в случае аварийного розлива быстро растворяется в атмосфере, а не оседает. Кроме того, в малых концентрациях он не токсичен, не вызывает коррозии металлов и не оставляет копоти, ухудшающей экологию и снижающей КПД.

Технология сверхсовременна — первые серийные грузовики и автобусы с газовыми двигателями завод «КамАЗ» начал выпускать в 2009 году. По выбросам вредных веществ газовый автомобиль отвечает европейским требованиям «Евро-4», и в следующем году планируется сертифицировать его на стандарт «Евро-5». Стоит отметить, что газовый двигатель, который используется в грузовиках «КамАЗ», — это собственная разработка заводского научно-технического центра.

Эффективно — не значит дорого
Несмотря на то, что газовые автомобили дороже дизельных, они окупаются быстрее. Сейчас один литр дизельного топлива в Новосибирской области стоит 24 рубля 10 копеек, а кубометр КПГ — всего 9 рублей 10 копеек. Метан — единственный вид моторного топлива, цена которого с 1993 года регулируется законодательством. Стоимость кубометра КПГ не может превышать половины стоимости низкооктанового бензина (АИ-80), реализуемого в регионе. При этом 0,83 кубометра метана эквивалентно одному литру бензина — выгода налицо.

— Стоимость одного кубометра газа в три раза меньше, чем стоимость дизельного топлива, — рассказывают покупатели грузовиков. — Мы планируем использовать новые «КамАЗы» для перевозки песка и щебня, и с такими низкими ценами на газовое топливо это будет обходиться нам дешевле, чем даже многим частным перевозчикам. Износ газовых «КамАЗов» до необходимости капитального ремонта в три раза меньше, чем у дизельных, что тоже очень выгодно.

Покупателям серийных газовых автомобилей особенно повезло. ООО «Газпром трансгаз Томск» дает им двадцатипроцентную скидку от той цены метана, которая действует сейчас, и замораживает цену КПГ на 1—2 года — в зависимости от количества купленной техники. АТП «Сибирь», например, будет в течение полутора лет заправляться метаном по цене в 6 рублей 56 копеек за кубометр газа.

Расширяем сеть
Наконец, еще одно конкурентное преимущество КПГ — стабильность его качества: метан нельзя разбавить, как это нередко делают с бензином на небольших АЗС, и он не бывает «летним» или «зимним», как дизельное топливо. Заправиться метаном можно на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) — топливо поступает на них по трубопроводам и перебои с поставками просто исключены.

— Источники газового топлива в нашей стране практически неисчерпаемы, и вполне естественно, что в ближайшие годы его начнут использовать все больше и больше, — отмечает директор ООО «Триал-авто» Виктор Штыхно. — Продажа «КамАЗов», которые работают на метане, — наша первая и очень солидная сделка по продаже машин, работающих на газовом топливе. То, что сейчас начнется развитие сети газовых заправок, — это очень важный шаг. Ведь чем больше АГНКС будет в области, тем быстрее возрастет популярность этого топлива.

Развитие газовых станций во всем Сибирском федеральном округе — одна из основных задач «Газпром трансгаз Томск». Сейчас четыре АГКНС работают в Кемеровской области, по две — в Томске и Новосибирске, и одна — в Братске. В ближайшее время планируется строительство двух газовых станций в столице Сибири и еще одной в Республике Алтай. Компания реализует программу по созданию сети АГНКС в Сибирском регионе, ведёт большую разъяснительную работу и во властных структурах, и среди частных перевозчиков. Появление в Новосибирске первой партии серийных автомобилей во многом результат толковой аргументации в пользу газомоторного топлива, создания условий для заправки этого транспорта на АГНКС, которые реконструируются с применением лучшего оборудования мировых производителей.

Для нужд города
Казалось бы, преимущества газа перед привычными видами топлива очевидны. Почему же пока к метану обратились лишь считанные предприниматели?

— Процесс перехода на газ идет медленнее, чем хотелось бы, потому что мы вынуждены развивать и сеть станций, и сам рынок, — отмечает Александр Савин, заместитель директора филиала ООО «Газпром трансгаз Томск» — «Томскавтогаз». — Мы ожидаем, что в ближайшие два года на федеральном уровне будет подписан пакет документов, которые будут продвигать использование метана.

Чтобы развитие газового топлива в нашей стране пошло быстрее, нужен встречный интерес муниципалитетов. В Новосибирске этот интерес есть и подготовка к переходу муниципального транспорта на газ идет уже в течение трех лет. В частности, эту идею поддерживает первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов. Дмитрий Червов как депутат Совета депутатов города Новосибирска и член комиссий по градостроительству и по городскому хозяйству тоже намерен продвигать идею постепенного перехода на газовое топливо.

Покупаем, а не переоборудуем
По мнению специалистов «Газпром трансгаз Томск», первыми на газовую технику перейдут частные перевозчики, которые стремятся сэкономить свои затраты. Этот процесс неизбежен. Что касается новой техники, то пока в Новосибирске есть только одна компания, которая продает газовые «КамАзы». Стратегический партнер завода «КамАЗ» — компания «РариТЭК», на мощностях которой и производятся серийные газовые грузовики.

— Появление в Новосибирске первого дилера газовых автомобилей «КамАЗ» — результат организованной нами совместно с ОАО «КамАЗ» полноценной презентации газовых автомобилей в рамках выставки «Автосиб-2011», где были продемонстрированы все преимущества газовой технологии, — утверждает Александр Савин. — Во время выставки были проведены круглые столы с участием сотрудников ГИБДД и предпринимателей, Управление пассажирских перевозок мэрии г. Новосибирска провело недельные испытания газового автобуса «НефАЗ» и осталось довольно результатами. В том, что распространение газового топлива в России пока идет недостаточно быстро, нет ничего страшного. Сорок лет назад была точно такая же ситуация, когда бензиновую технику пытались заменить дизельной. Прошли годы — и весь крупный транспорт стал дизельным намного быстрее, чем ожидалось.

Как видим, история может повториться, ведь начало метановой революции уже положено.

ЦИФРА
«Газпром трансгаз Томск» — дочернее общество ОАО «Газпром», поставляющее природный газ, работает в 12 регионах Сибири и Дальнего Востока.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: