Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Магнетизм магистрали

2011-11-25
Виталий Злодеев

Ни секунды сомнений
— Николай Николаевич, грусть ваша, как я понимаю, светлая?

— Конечно же, преобладают радость и гордость, уверен, что у всех без исключения, кто так или иначе был причастен к строительству. А это тысячи людей, ведь только в последние три-четыре года, когда осваивалось от одного до трёх миллиардов за год, на строительстве было задействовано от 600 до 1000 человек. А в 2011-м работы вообще велись практически круглосуточно.

Если же мысленно окинуть взглядом весь период, начиная с 1999 года, вспомнить, как стройка начиналась, прекращалась, замораживалась и опять возобновлялась, то понимаешь, насколько масштабное это было событие для региона. И, естественно, немного грустно, что это уже история. Хотя не сомневаюсь, что и для автомобилистов, и для горожан Северный обход стал огромным подарком. За счёт того, что не менее 5000 большегрузных транзитных автомобилей даже в усечённом варианте Северного обхода ежедневно минуют Новосибирск, давая нашему городу серьёзную передышку.

— Полномасштабные работы возобновились в 2005— 2006 годах. В этот период федеральный центр финансировал и строительство метро в Новосибирске, и финансовый кризис случился. Не было опасений, что Северный обход вновь отложат «до лучших времён»?

— Честно скажу — ни разу, ни на одну секунду. Министерство транспорта России, Росавтодор, правительство области всегда были едины в своей позиции — эта дорога необходима региону, Сибири, всей стране. И был отличный настрой всех подрядных и субподрядных организаций, все работали очень чётко, быстро, слаженно. Ведь что такое закончить на год раньше? Могли бы спокойно, в вялотекущем режиме, «копаться» весь 2012 год, но было и есть понимание, что время терять нельзя — необходимо успевать за автомобилизацией. Не закончи мы с Северным обходом в этом году, ни о каком Восточном сейчас бы и речи не шло. А у нас ещё третий мост, который не менее важен для транспортной инфраструктуры города и области. Проблем с финансированием последние годы не было, поэтому оставалось только работать.

Строили всем миром
— В России уже сданы, строятся или находятся в ближайших перспективных планах немало автомобильных обходов крупных городов. Наш, Северный, чем-то выделяется на общем фоне?

— Сказать, что он абсолютно уникален, нельзя, но это высококачественная дорога первой и второй категории, выполненная в цементобетоне. Кстати, из 820 километров федеральных трасс, проходящих по нашей области, более половины выполнены в этом, особо прочном, варианте. Тогда как по России доля таких дорог менее 4 процентов.

Есть обходы более длинные или короткие, простые или сложные с точки зрения развязок и искусственных сооружений. Но я бы, говоря об уникальности, отметил мобилизацию и организацию работы всех организаций. Как говорят в таких случаях, строили всем миром.

Я, кстати, удивился, когда увидел весь список подрядных организаций — думал их гораздо больше. Генеральный подрядчик — ОАО «Сибмост» — и тут вопросов нет: много мостов, искусственных сооружений, да и уровень, качество работы этой компании не нуждается в дополнительных рекомендациях. С «Сибмостом» в связке традиционно работают компании «Новосибирскавтодор», «Фэцит», «Нерудзапсиб».

Другие подрядчики занимались выносом из зоны строительства инженерных коммуникаций, газо- и нефтепроводов, линий электропередач и также внесли свой весомый вклад.

Были и совсем небольшие субподрядчики, и большое количество смежников. Требовалось огромное количество цемента, который бесперебойно поступал из Искитима и Топков, щебень поставляли почти все карьеры региона, песок мы брали из Оби или карьеров «НерудЗапСиба». Смежниками можно назвать и сельскохозяйственные предприятия Коченёвского, Новосибирского и Мошковского районов, к которым мы обращались, если необходим был грунт для формирования тела насыпи под будущую дорогу. Всем мы очень благодарны и с удовольствием увидим на празднике и примем как полноправных участников строительства.

Хребет развития
— Вы наверняка тоже читали эти отзывы в интернете, даже когда обход ещё не был закончен окончательно. Смысл такой: деньги зря потратили, дорога работает вхолостую, ну и так далее. У вас есть что ответить недоброжелателям?

— Вы очень верно подметили, что разговоры начались ещё до завершения строительства. Я соглашусь, что, со стратегической точки зрения, первым нужно было строить Восточный обход. Но какой смысл обсуждать то, что уже сделано: решение принималось давно и не нами, историю вспять не повернуть.

Приведу лишь статистические данные, зафиксированные счётчиками, установленными на мосту через Обь: в пиковые летние дни за сутки там проходит 12,5 — 14 тысяч автомобилей, а в обычные дни от 9 500 до 10 000 авто, из которых около 60 процентов — большегрузный транзитный транспорт.

А теперь представьте, что каждую минуту — а днём, естественно, больше — со стороны Омска в город заезжают десятки фур, которые движутся по Станционной в сторону площади Энергетиков и Димитровского моста либо по старой толмачёвской дороге, где доходят до места под народным названием «тёщин язык», печально известным прежде своими пробками. Они там есть и сейчас, но, что бы ни говорили, они реже возникают и быстрее исчезают. Плюс экология — выбросов стало меньше, безопасность, удобство движения. Это первая часть ответа.

Вторая — развитие областной сети дорог. Хорошая большая трасса — это магнит, хребет экономики. На всём протяжении обхода у нас 10 транспортных развязок, большинство из которых — входы на Северный обход из различных пригородных и городских районов. В районе села Барлак и станции Мочище мы заасфальтировали подъезды к Северному за счёт областных средств, отремонтировали развязку на поселок Садовый. На будущий год плотно займёмся ремонтом дороги на Красный Яр и от Криводановки до обхода. В более отдалённой перспективе — после строительства третьего моста — реконструкция трассы на Колывань до развязки с Северным обходом. Это будет дорога первой категории, в реконструкции которой, думаю, примут участие и область, и город.

В целом же концепция такова: чтобы практически отовсюду можно было «выскочить» на Северный, а потом удобно и быстро доехать до нужного места.

А завершая ответ на вопрос о необходимости дороги, скажу, что жизнь, сами люди дают ответы. — В виде строящихся рядом коттеджей, объектов придорожного сервиса и так далее. Туда, где пусто и безлюдно, бизнес никогда не пойдёт.

Понимаю, что несколько опережаю события, но всё же опыт, накопленный нашими дорожниками на строительстве Северного обхода, сыграет свою роль на Восточном?

— Уже играет, и мы это видим на конкретных примерах на стадии проектирования. Впрочем, давайте сегодня отдадим должное всем, кто построил Северный обход — дорогу новой жизни. А про Восточный обход поговорить ещё успеем. И не только поговорить, но и посмотреть, благо в будущем году всё-таки должны начать!

ДОСЛОВНО
Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ (8 ноября 2011 года во время беседыс дорожниками, строившими обход):
Хочу вас поздравить с завершением работы, поблагодарить за качество. Вроде не так много в масштабах страны, но очень важно для региона.

Игорь ЛЕВИТИН, Министр транспорта РФ
Естественно, уровень, на котором был выполнен такой объект, как Северный обход, повлиял на решение финансировать Восточный обход. К тому же мы смотрим на регионы, в которых есть строительная база. А у вас есть еще и сырье — щебень рядом, цемент рядом. Мы смотрим и на стоимость работ. Уже договорились, что с выносом коммуникаций и выкупом земли будет помогать правительство области.

Василий ЮРЧЕНКО, губернатор Новосибирской области:
Уважаемые строители Северного обхода Новосибирска! Дорогие друзья!

Сегодня мы чествуем всех, кто создавал эту важнейшую магистраль, тех, кто строил транспортные развязки, путепроводы, мосты. Всех, кто способствовал обеспечению надежного и безопасного автомобильного сообщения.

Построена, без преувеличения, одна из стратегических дорог не только нашего региона, но и всей Сибири, — транзитный транспортный коридор. Поводом для дополнительной гордости является тот факт, что объект выполнен исключительно силами новосибирских подрядных организаций. Выполнен с высочайшим качеством и на два года раньше запланированного срока!

Впереди у вас не менее масштабные объекты — с 2012 года начинается строительство Восточного обхода. Уверен, жизненно важная для нас дорога будет проложена быстро и с применением самых передовых технологий.

Ваша профессия — одна из самых уважаемых, ваш труд незаменим. От него напрямую зависят благополучие нашего региона, его экономическая и инвестиционная привлекательность, экологическая обстановка и, конечно же, комфортная жизнь новосибирцев.

Спасибо вам за ваш труд! Желаю вам счастья и новых достижений. Успехов!



ЦИФРЫ
- 76,4 километра — общая протяженность Северного обхода;
- 10 транспортных развязок находится на дороге;
- 14 путепроводов;
- 11 мостов, включая внеклассный мост через реку Обь протяжённостью 923 метра;
- 10000 автомобилей в среднем за сутки минуют Новосибирск по Северному обходу;
- 15,67 миллиарда рублей — общая стоимость строительства.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Тридцать лет назад широко известен стал телевизионный журналист, капитан милиции Владимир Чеплыгин. Сейчас Владимир Николаевич – ветеран милиции и подполковник МВД. Его книга «Капитан Чеплыгин рассказывает» вышла в 1993 году тиражом 100 тысяч экземпляров. Но в книге он рассказал далеко не все любопытное о криминальном Новосибирске давних лет. Продолжаем публиковать его воспоминания.

Во вторник, 2 марта, многие жители Искитима и Искитимского района в мессенджерах получали и делились со знакомыми аудио-сообщениями, в которых неизвестные предупреждали о новом виде мошенничества.
Со 2 марта временный порядок автопродления выплат ежемесячных денежных пособий на детей, введеный из-за пандемии, отменен. Теперь, как и раньше, для получения выплат необходимо написать заявление.



Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год