Новосибирск 1 °C

«Сапсан» для Сибири

01.12.2011 00:00:00

У автора этих строк была возможность задать вопрос на эту тему президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину в дни, когда в Москве проходил Железнодорожный съезд:

— Владимир Иванович, cегодня много говорилось о скоростном сообщении в России. А в Сибири появятся свои экспрессы?

Глава холдинга ответил буквально следующее:

— Да, такие разработки ведутся. После поездки Председателя Правительства Владимира Путина в Сибирь он специально со мной на эту тему разговаривал и ориентировал на необходимость создания такого проекта. Мы сейчас этим занимаемся.

Индикатор социального самочувствия
В Москве завершил работу II Железнодорожный съезд, где обсуждались стратегические цели развития российских железных дорог, направления повышения эффективности железных дорог, внедрение инноваций.

Выступая на II Железнодорожном съезде, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подвел итоги реформирования за последние 4 года: «Мы завершили третий этап и начали реализацию четвертого этапа реформирования отрасли. Компанией проведены серьезные структурные преобразования: созданы крупные дочерние компании — Федеральная пассажирская компания, Первая и Вторая грузовые компании, «Желдорреммаш», вагоноремонтные компании. В результате построен мощный холдинг».

Реформе уже 10 лет, отрасль прошла через «разгосударствление». Хотя до сих пор идут споры, как совместить бизнес и социально-экономические интересы страны. Но опыт есть. И опыт этот появился в Новосибирске.

Новосибирск начинает и выигрывает
По словам главы РЖД, коренным образом изменена система организации пригородных пассажирских перевозок, создано 26 самостоятельных компаний.

Новосибирская область стала пионером реформирования: компания ОАО «Экспресс-Пригород», созданная в 1998 году, выполнила роль полигона, где были обкатаны основные принципы реформирования пригородных перевозок и прекращение перекрестного субсидирования.

И все-таки в регионах страны ряд перевозчиков в пригородном сообщении может завершить 2011 год с убытками или большими долгами перед ОАО «РЖД».

По последним данным РЖД, задача выхода на стопроцентный уровень компенсации выпадающих доходов решена сегодня лишь в десяти субъектах РФ, в том числе и в Новосибирской области. Это результат давнего и продуктивного взаимодействия правительства области и руководства Западно-Сибирской железной дороги.

Но жизнь не стоит на месте. ОАО «РЖД» осуществлен запуск высокоскоростного движения в России. Поездами «Сапсан» с момента запуска между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом перевезено уже более 4,7 млн человек, поездами «Аллегро» между Санкт-Петербургом и Хельсинки — более 300 тыс. человек. И вот уже появляются проекты, предполагающие развитие скоростного сообщения за Уралом….

«Гранит» прибыл из Сибири
На съезде подчеркивалось: развивается процесс привлечения частного капитала для модернизации и развития отрасли. По-новому скомпонован рынок оперирования грузовыми вагонами. Огромная работа проведена по реструктурированию системы управления ОАО «РЖД» с переходом от территориального принципа, когда все виды деятельности выполнялись железными дорогами, к вертикально-интегрированной структуре с выделением специализированных по видам деятельности дирекций.

— Мы смогли создать позитивный имидж РЖД в глазах кредиторов и обеспечить эффективное заимствование средств на рекордных условиях на срок до 20 лет, — сказал глава ОАО «РЖД».— Несмотря на ограниченность инвестиционного бюджета, ОАО «РЖД» активизировало работы по модернизации и развитию инфраструктуры — на эти цели за 4 года направлено более 1 трлн рублей. В результате за 2008 — 2011 годы объемы экспортных перевозок грузов в российские порты возросли на 22% и превысили 210 млн тонн, — подчеркнул Владимир Якунин.

Существенные инвестиции вкладываются в инфраструктуру для пассажирских перевозок, в модернизацию вокзалов. Яркий пример — обновленный вокзал в Барабинске, где созданы отличные условия для работы персонала и обслуживания пассажиров. И впервые в Сибири установлен лифт для людей с ограниченными возможностями.

ОАО «РЖД» приложило максимум усилий, чтобы возрождение транспортного машиностроения происходило на основе партнерства ведущих отечественных и зарубежных компаний с локализацией самых современных технологий в России. Сегодня в транспортное машиностроение пришли ноу-хау и инвестиции таких компаний, как «Сименс», «Альстом», «Бомбардье», «Кнорр-Бремзе», «Финмекканика».

С участием ОАО «РЖД» практически завершено создание линейки современных грузовых и пассажирских локомотивов. Благодаря этому в текущем году впервые по сети с Западно-Сибирской дороги до порта Усть-Луга через Уральский хребет на расстояние 4000 километров с использованием современного электровоза «Гранит» был проведен поезд весом 9000 тонн. А созданный российскими инженерами газотурбовоз установил рекорды по мощности, которые внесены в книгу рекордов Гиннесса.

Издержки. Как в капле воды
Реформа позволила создать условия для притока инвестиций в покупку новых грузовых вагонов. Парк вырос до максимального уровня, средний возраст вагонов серьезно снизился. Однако грузовладельцы не почувствовали улучшений, а кроме того, не улучшилось использование инфраструктуры. Проблема сложилась из комплекса сбоев:

— стоимость использования вагонов выросла, и в нее заложена значительная спекулятивная составляющая: вагон в России уже давно стоит дороже, чем в США, при худших характеристиках;

— новые нормативы управления приватными вагонами приняты с запозданием, в результате более 1850 собственников вагонов направляют каждый вагон адресно без учета общесетевой технологии;

— станции переполнены вагонами, ежедневно по инфраструктуре ОАО «РЖД» перемещается более 100 поездов с порожними вагонами навстречу друг другу.

— Цель реформирования — это прежде всего рост эффективности и привлекательности для клиента, а любые частные интересы, пусть даже очень крупного капитала, не могут ставиться во главу угла, если не совпадают с главными целями преобразований, — заявил президент ОАО «РЖД».

В дни работы съезда глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин пообщался с журналистами. Вот основные темы встречи:

О консолидации
— Все участники отмечают высокий уровень докладов, конкретность. Слово давалось и железнодорожникам, и губернаторам, и сотрудникам аппаратов полномочных представительств, и главам муниципалитетов, и потребителям услуг — грузовладельцам и операторским компаниям. Мы хотим, чтобы все участники рынка перевозок представляли единую систему. Но главный интерес заключается в том, что железнодорожная отрасль должна быть эффективной.

О строительстве
— Как будет развиваться Байкало-Амурская магистраль в ближайшие годы?

— Мы должны построить вторую ветку. Однопутный БАМ не справляется с той нагрузкой, которая на него ложится.

— Свяжет ли железная дорога Камчатку с большой землей?

— Такие проекты есть, есть даже замыслы соединения наших дорог и североамериканских, но все-таки это дальняя перспектива.

— Республика Горный Алтай становится туристической Меккой. Планируется ли соединить ее с Транссибом?

— Строительство на направлениях, где недостаточный пассажиропоток, может осуществляться только по стратегическим соображениям. Вопрос строительства этой дороги должен рассматриваться субъектом Федерации и Правительством страны.

О рынке частных владельцев подвижного состава
— Он должен взрослеть. То, что мы видели, — головокружение от детских успехов, когда можно было получать сверхприбыль. И не очень заботиться об интересах инфраструктурного перевозчика, грузовладельца. Должны быть созданы условия для консолидации крупных владельцев вагонов и четкие правила взаимодействия всех участников рынка.

О социальной составляющей
— Мы будем продолжать социальную политику в сфере пассажирских перевозок, этого направления придерживается и Федеральная пассажирская компания. Являясь частью общества, мы не можем оставаться в стороне от тех или иных проблем, которые возникают в сфере обслуживания, для нас важно, чтобы мы могли отвечать на эти запросы. Это касается и ветеранов, и студентов, и людей, попавших в сложную ситуацию. Некоторые мероприятия носят разовый характер, а есть программы постоянные — одна из них связана с Днем Победы.

ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ
Железнодорожный транспорт является системообразующим элементом экономики России, формирующим около 2% национального ВВП. Участники съезда подчеркивают важность обновления, расширения и опережающего развития железнодорожной инфраструктуры в целях ускорения социально-экономического развития страны.

В резолюции отмечается необходимость принятия конкретных решений по масштабному развитию БАМа и Транссиба, доведения объемов вложений в модернизацию железнодорожной инфраструктуры до 1% ВВП при росте общего уровня инвестиционной привлекательности российской экономики.

Съезд считает важнейшим приоритетом развития железнодорожного транспорта обеспечение безопасности перевозочного процесса….

Приоритетными задачами признаны повышение качества пассажирских перевозок, ценовая доступность и расширение спектра услуг пассажирского комплекса.


ЦИФРА
4 мая 2009 года «Сапсан» развил рекордную для российских дорог скорость — 281 км/час.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: