Новосибирск -1.9 °C

Приятный выбор: менять или оставить

14.01.2012 00:00:00
Приятный выбор: менять или оставить
В соответствии с постановлениями губернатора граждане всех льготных категорий получили право выбора формы управления системой проезда на общественном пассажирском транспорте. Тридцатого декабря 2011 года губернатор Новосибирской области Василий Юрченко подписал постановления № 342 и 343(опубликованы в номере «Советской Сибири» от 12 января 2012 года), в соответствии с которыми с 1 февраля 2012 года граждане льготных категорий смогут воспользоваться предоставленным правом выбора накопительной или безлимитной системой проезда.

И до, и после опубликования постановлений в нашу редакцию постоянно обращаются читатели с просьбой простым, доступным языком объяснить суть изменений. За комментариями мы обратились к министру транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николаю Симонову, подробно разъяснившему все аспекты, нюансы и тонкости.

«Бунт» от лукавого?
Введённые в 2011 году ограничения по льготному проезду в общественном пассажирском транспорте вызвали бурную и в основном негативную реакцию. Это факт, и не принципиально, были ли эти протестные настроения искусственно спровоцированы. Сколько людей — столько и мнений, но есть одна неумолимая вещь — статистика. И она свидетельствует о том, что, как минимум, опрометчиво принимать мнения протестовавших за абсолютный «глас народа». Обратимся к цифрам, чтобы понять, что было и что будет.

По словам Николая Симонова, в Новосибирской области около 750 тысяч человек, которые, в принципе, могут воспользоваться правом льготного проезда в пассажирском общественном транспорте. Реально же в 2011 году льготами пользовались лишь порядка 220 — 225 тысяч человек, то есть около 35 процентов от общего числа льготников.

Из них примерно 155 тысяч человек пользовались накопительной (лимитной) микропроцессорной картой, 50 — 55 тысяч человек (9 из 15 категорий льготников. — Прим. В.З.) — безлимитным проездом и ещё примерно 20 тысяч человек пользовались льготами в сельских районах области по бумажному единому социальному проездному билету (ЕСПБ).

По информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, в декабре 2011 года лишь 13% граждан, которые имели право на льготный проезд, совершили более 30 поездок, остальные 87% совершили менее 30 поездок в месяц. И, в принципе, такой порядок цифр был на протяжении всего прошлого года.

— Специалисты министерства транспорта и дорожного хозяйства области, — сказал министр, — с помощью программного продукта на протяжении всего года вели мониторинг ситуации на рынке пассажирских перевозок. Программа многогранная: она ведёт как общий учёт поездок пассажиров, так и систематизирует информацию по каждому конкретному человеку. Кроме того, она необходима для учёта средств, которые министерство обязано выплатить транспортным предприятиям за перевозку льготников.

Недоволен — измени
Безусловно, среди более чем 150 тысяч человек, ограниченных рамками лимита, были те, кому 30 льготных поездок плюс 60 за полцены по социальной дисконтной карте было недостаточно. Точное их количество мы сможем узнать в ближайшие один-два месяца. Потому что уже в конце января граждане смогут воспользоваться своим правом свободного выбора.

Согласно постановлению губернатора с 23 января 2012 года граждане, имеющие право на льготный проезд на общественном транспорте, могут выбрать или безлимитную, или же накопительную систему проезда.

Как пояснил Николай Симонов, гражданам, которых удовлетворяет действующая в 2011 году система предоставления льготного проезда, нет необходимости в совершении каких-либо дополнительных действий.

Те же граждане, которым не хватает предусмотренной накопительной системой поездок (360 в год плюс 60 поездок в месяц за половину стоимости), смогут по своему желанию перейти на безлимитную систему. Аналогично граждане, которые в 2011 году пользовались безлимитным льготным проездом, получат возможность перейти на накопительную систему. Как отметил министр, такой вариант может быть востребован для тех льготников, кто совершал в 2011 году значительно меньше 30 поездок в месяц или вообще в отдельные месяцы не пользовался общественным транспортом, но вносил на МПК «Социальная карта» 150 рублей ежемесячно. При переходе на накопительную систему у них появится возможность экономить средства, оплачивая только необходимое им количество поездок.

Как подчеркнул министр, желающим поменять форму управления системой проезда необходимо совершить два действия. Во-первых, начиная с 23 января 2012 года обратиться в отделы соцподдержки населения по месту жительства с заявлением об ее изменении. Заявления на 2012 год будут приниматься отделами социальной поддержки населения до 1 декабря.

Затем, не ранее чем через пять дней после подачи заявления, необходимо посетить пункты пополнения МПК «Социальная карта» и оплатить хотя бы один неоплаченный месяц 2012 года. Карта автоматически перепрограммируется на выбранную форму. Важно отметить, что произвести пополнение карты при переходе на безлимитную систему возможно только при условии отсутствия на ней накопленных и предоплаченных поездок (то есть нулевого баланса на карте), иначе перепрограммирование карты будет невозможно технически. Следовательно, гражданам, имеющим на карте большое количество накопленных и предоплаченных поездок, целесообразнее спланировать визит в отделы социальной поддержки населения ближе к окончанию записанных на карту поездок.

В случае перехода с накопительной формы на безлимитную гражданин получит неограниченное количество поездок в пределах предоплаченных им месяцев. В случае перехода с безлимитной системы на накопительную — после внесения оплаты и перепрограммирования МПК на нее запишутся 30 льготных поездок за каждый предоплаченный месяц, которые можно будет накапливать и использовать до 31 декабря 2012 года.

Оправдал ли себя лимит?
Комментируя возврат безлимитного проезда для всех желающих, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко подчеркнул, что ещё в марте 2011 года он говорил о возможности возврата к прежней схеме при условии удачного выполнения областного бюджета. И, как видим, слово своё сдержал. Но всё-таки немного конкретики.

В 2010 году расходы областного бюджета на статьи льготного проезда составили 380 миллионов рублей, притом что компенсация перевозчикам составляла лишь до 8 рублей за одного пассажира. С 2011 года в регионе было введено регулирование тарифов и бюджет компенсировал перевозчикам уже полную стоимость билета за каждого льготника. Если бы всё осталось, как прежде, то расходы по сравнению с 2010 годом увеличились бы почти на 500 миллионов рублей и составили порядка 880 миллионов рублей за год. По факту же из бюджета было израсходовано 535 миллионов.

На 2012 год на эти цели пока запланировано 650 миллионов рублей с возможностью увеличения в случае необходимости.

— Необходимо поработать в феврале — марте, — сказал Николай Симонов, — посмотреть, сколько людей захотят перейти на безлимитную систему проезда. Пока даже сложно прогнозировать, так как мы не можем решать за людей, какой именно выбор они сделают. Если ситуация будет складываться так, что запланированных бюджетных средств может не хватить на год, то правительство внесёт в Законодательное собрание области поправки в соответствующие статьи бюджета. Хотя, по моему личному мнению, кардинальных перемен, огромных миграций от одной схемы проезда к другой ожидать не стоит. Всё-таки статистика, как к ней ни относись, достаточно точно отражает положение дел. И не стоит забывать: выбирать систему проезда можно только один раз на календарный год.

МНЕНИЯ
Ирина ЧЕРНЫШОВА, руководитель регионального отделения «Союза пенсионеров России» в Новосибирской области:
— С учетом последних изменений принятая в области система льготного проезда отвечает потребностям всех льготных категорий населения вне зависимости от того, в какой жизненной ситуации оказался тот или иной человек, должна удовлетворить всех.

В прессе и интернете было много высказываний, что изменения в системе льготного проезда принимались правительством области вне контакта с общественными организациями. На самом деле был постоянный контакт не только с нами, но и с другими общественными организациями. Проблема эта общероссийская: ограничения вводились во многих регионах, и практически нигде не нашли понимания, особенно в городах-миллионниках. И очень хорошо, что наша область стала одним из первых в стране регионов, где возникавшие противоречия решили за столом переговоров.


Лидия ФАТЕЕВА, труженица тыла, председатель Новосибирской региональной благотворительной общественной организации общества инвалидов-ветеранов:
— Любое решение власти, направленное на улучшение жизни людей, а особенно пенсионеров, можно только приветствовать. Я только против того, когда этого требуют, буквально «вырывая из горла». Митинги, пикеты, акции протеста хороши лишь тогда, когда они способствуют конструктивному диалогу, а не его разрушению.

Когда назначали повышенные пенсии ветераном войны, мы, труженики тыла, лишь радовались за людей, заслуживших такое внимание. Всем сразу помочь очень сложно, но шаг за шагом это происходит. В прошлом году нашли возможность предоставить льготы по проезду труженикам тыла и селянам, которые долгие годы их вообще не имели. Сейчас вновь появилась возможность что-то улучшить. Разве плохо?


Антонида МИХЕЕВА, представитель оргкомитета движения «Пенсионеры — за достойную жизнь»:
— Естественно, что наше движение поддерживает решение губернатора вернуть всем льготникам право на безлимитный проезд. Единственное требование, выдвигаемое нашим движением, — упрощение механизма получения льготы. Чтобы тысячи пенсионеров не осаждали районные отделения социальной защиты, где необходимо писать заявления о переходе на безлимитную систему проезда. В принципе, это возможно сделать при получении пенсии — на почте или дома. Думаю, этот вариант был бы гораздо удобнее. На ближайший вторник у нас запланирована встреча с заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства области Василием Волокитиным, где мы намерены обсудить данный вопрос.
Также мы бы хотели, чтобы льготы были утверждены депутатами Законодательного собрания региона в качестве областного закона. Посмотрим, к чему приведут наши обращения, но, повторю, в целом решение о возвращении безлимитного льготного проезда правильное и своевременное.


Владимир АНДРЕЕВ, работающий пенсионер:
— Хорошо, что людям предоставили возможность выбирать, хотя мне она и не понадобится. По итогам прошлого года у меня осталось 29 неиспользованных поездок, которых мне хватит почти до конца этого месяца. С февраля я останусь на накопительной системе проезда. Она меня полностью устраивает, а за счёт сэкономленных поездок будет возможность два-три месяца в году не вносить по 150 рублей на проездную карту.

CПРАВКА
Консультации по вопросам, связанным с обслуживанием по транспортным и социальным картам можно получить в:
— центре обслуживания пользователей МПК — МУП «Пассажиртрансснаб» (Красный проспект, 161, тел. 228-23-16, многоканальный тел. 240-90-58);
— офисах по обслуживанию пользователей МПК — МФЦ (площадь Труда, 1) и ГУМ «РОССИЯ» (1-й этаж).

Консультации по вопросам организации льготного проезда (горячие линии):
— минтранс Новосибирской области — тел. 231-16-28;
— Управление пассажирских перевозок мэрии г. Новосибирска — тел. 227-46-99.


ЦИФРА
8,5 миллиона поездок осталось по итогам 2011 года у льготников, пользовавшихся накопительной системой проезда.

ФАКТ
По постановлению кабинета министров Республики Татарстан от 19 декабря 2011 года жители региона лишились права на безлимитный проезд. Согласно документу с 1 января 2012 года льготникам республики число поездок на общественном транспорте ограничено 30-ю в месяц.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: