Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Жить плохо в России нужно ухитриться

2012-02-11
Дарья Доротова
Жить плохо в России нужно ухитриться
Известный экономист обсудил с молодыми новосибирцами перспективы экономики. В Новосибирской области по инициативе регионального управления по делам молодежи стартовал проект «Открытые диалоги». На специальных встречах с экономистами, учеными, политологами, экспертами из различных сфер и отраслей молодые новосибирцы могут напрямую задавать злободневные вопросы и высказывать свои суждения.

На первой встрече участники проекта обсудили перспективы мировой экономической политики с доктором экономических наук, заслуженным экономистом России Рифатом ГУСЕЙНОВЫМ.

По его словам, за свою профессиональную деятельность он сделал четыре принципиально важных наблюдения, которые помогут разобраться в сегодняшней экономической ситуации и сделать более-менее объективные прогнозы на будущее.

Экономика зависит от менталитета
Основной тезис экономиста, пожалуй, можно выразить словами: экономика страны напрямую зависит от менталитета её народа. Все народы мира, включая российский, живут так, как они сами хотят, считает Гусейнов. «Вот если жителям России что-то не нравится в жизни, мы пытаемся найти внешние причины нашей неудовлетворённости. Когда я был совсем молод, главной причиной наших трудностей был американский империализм, потом — китайский гегемонизм, потом — мировой сионизм. На самом деле всё это неправда: во всех сложностях нашей жизни некого винить и тем более обвинять, кроме нас самих». За 40 лет своей деятельности Рифат Мирахмедович обнаружил, что «нет вообще никакой связи между уровнем жизни, степенью благосостояния граждан и наличием или отсутствием природных ресурсов».

В качестве примера желания народа жить красиво он приводит Голландию, где нет ни леса, ни алмазов, ни золота, ни нефти. Но самое удивительное, что там «нет земли»: треть территории занимает болотистая местность ниже уровня океана. Веками голландцы дамбами отвоёвывают землю, создают искусственную почву, покупают гумус за рубежом. Благодаря такому упорному сопротивлению страна стала экспортёром сельскохозяйственной продукции: овощей, кур, яиц. А знаменитые голландские тюльпаны, под которые отводят огромные поля! «Всё это из страны, где «нет земли». Они так хотят жить», — подводит черту Рифат Гусейнов.

— Жить плохо в России нужно ухитриться. Для этого надо специально программу принимать — «Как жить плохо в России!», — с некоторым возмущением говорит экономист, уточняя, что в Российской Федерации есть абсолютно всё. И хотя сейчас количество бедного населения сокращается, 11 миллионов человек пока ещё находятся на грани нищеты, и это большая величина. Проблемы есть, и они требуют очень упорной и решительной работы для того, чтобы изменить ситуацию.

Нельзя надувать щёки
Конечно, российские специалисты могли бы изучать самые лучшие экономические системы, но, как считает Рифат Мирахмедович, перенести всю систему из одной страны в другую невозможно: «социально-экономические системы не клонируются». Можно перенять какие-то элементы — технологические, управленческие.

— Когда в 1992 году в нашей стране действительно начали переходить к рыночной экономике, в научных журналах стали публиковать статьи на тему «Какую модель взять, чтобы построить эффективную рыночную экономику в России?» — рассуждает экономист. — Нельзя надувать щёки и говорить, что через пять лет мы станем великой научно-исследовательской державой. Это очень дорого, столько денег у нас просто нет.

Рынок — ветер, государство — руль
Так называемый русский дух не возник из ниоткуда. Характер и, как следствие, устройство государства во многом обусловлены генетическими чертами. Так, по мнению Гусейнова, в России можно отметить гипертрофированную роль государства: «Наша экономика всегда была государственной, государство в России всегда было главным инвестором и, самое удивительное, главным инноватором. Всё что хотите рассказывайте про демократию, гражданское общество, в душе я буду знать: Россия — самодержавная страна». Государственность в России, считает эксперт, воплощается в личности, и чем сильнее личность, тем быстрее осуществляется экономический прогресс. Это особенность русской экономики.

— Одна из грубейших ошибок 90-х годов — уход государства из экономической жизни в какой-то странной мифической надежде, что рынок сам всё сделает, — рассказывает Рифат Гусейнов. — Рынок сделал: с 1992 по 1996 годы — падение внутреннего валового продукта на 52 процента. Половина экономики исчезла за пять лет. Это была разрушительная сила. Великий русский по происхождению, но нероссийский экономист, лауреат Нобелевской премии Василий Васильевич Леонтьев говорил, что рынок — это мощный ветер, но государство — это руль. Он правильно понимал соотношение между государством и рынком в России и в других восточных странах. Русский человек в душе всё-таки монархист, он хочет сильной власти. Он хочет переложить часть своих проблем на плечи сильного лидера. Я думаю это направление, то, что называется национальным лидером, будет существенной особенностью нашего ближайшего будущего.

Несмотря на цвет волос
Экономист отметил, что сейчас практическая задача России — переориентирование рынков сбыта на Восток. И это также обусловлено историческими корнями, историческим развитием. «Наш мир восточный и мы сами восточные люди, несмотря на цвет волос. Опыт нам подскажет и мы вернёмся к государственной форме развития, сохраняя значительное количество рыночных атрибутов, как это было и в Китае, и в Южной Корее, и в Малайзии, где при очень большой роли государства строили нормальную рыночную систему и строят до сих пор».

По словам Гусейнова, европейские рынки заняты и российские предприниматели не должны туда стремиться. В то же время на Востоке проживает очень большая часть населения и там ещё сохранилась память о том, что Россия — великая промышленная держава. «Куда мы продаём свои высокотехнологичные продукты — в Иран, Индию, Китай, арабские страны», — констатирует заслуженный экономист.

— И вот когда мы говорим о дальнейшем нашем развитии, о роли государства, о роли руководителя нашего государства в будущем, мне всегда хочется опереться на людей, которые способны сохранить стабильность. Мы, экономисты, действительно хотим стабильности, хотим покоя. Потому что есть экономический постулат, с которым очень трудно спорить: чем больше люди борются, тем меньше они работают. Конечно, это звучит немного цинично, но это правда, — подытоживает Рифат Мирахмедович.

Бедность — это хорошо, бедность — это плохо
Как отреагировали участники «Открытых диалогов» на прогноз Рифата Гусейнова? Один из присутствовавших в зале молодых людей поинтересовался судьбой российского рубля. Экономист пояснил, что при нынешнем уровне производства и производительности труда Россия никогда не сможет «отвязаться» от мировой валютной системы, а рубль не сможет стать авторитетной современной валютой: «Мы слишком зависимы от мирового рынка. Потому что федеральный бюджет зависит от цены на нефть, а цена на нефть не нами формируется — вот что обидно».

Ещё один вопрос в числе прочих задала Вера Пронькина, начальник управления по делам молодежи Новосибирской области: «Как доминирующая религия влияет на экономическое развитие? Ведь известно, что государства с протестантской религией в большей степени экономически успешны, чем мусульманские страны».

— Религия действительно воздействует на экономический дух граждан, — считает эксперт. — Объективно православная религия не рыночная. В христианстве вообще, а в православии тем более, труд — наказание. Отсюда вытекает экономическая проблема: в частной собственности может находиться только то, что создано трудом людей. Поэтому земля не может находиться в частной собственности. Кстати, в Израиле земля государственная. Целый фактор производства выходит за пределы рыночных отношений. А вот протестантская религия исходит совсем из других позиций: если в православии бедность — это хорошо, но протестанты считают, что бедность — это плохо, что бедность — не угодное Богу явление. Вкалывай, работай, только не кичись своим богатством, помогай нищим, которые не могут работать, дай им работу, то есть инвестируй, и тогда всё будет хорошо. Протестанты не рассматривают труд как наказание, а рассматривают как божье благо — в этом мы сильно отличаемся.

Подводя итог обсуждению, Вера Пронькина сообщила корресподенту «Советской Сибири»:

— Встреча с Рифатом Гусейновым стала первой в серии планируемых к проведению «Открытых диалогов». Мы планируем, что такие встречи будут проходить не менее двух раз в месяц. Прийти на встречу может любой желающий молодой человек.

От редакции. Уважаемые читатели, а что вы думаете по поводу прогнозов Рифата Гусейнова? Ответы на какие вопросы хотели бы вы получить от известного экономиста? Пишите в редакцию.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Тридцать лет назад широко известен стал телевизионный журналист, капитан милиции Владимир Чеплыгин. Сейчас Владимир Николаевич – ветеран милиции и подполковник МВД. Его книга «Капитан Чеплыгин рассказывает» вышла в 1993 году тиражом 100 тысяч экземпляров. Но в книге он рассказал далеко не все любопытное о криминальном Новосибирске давних лет. Продолжаем публиковать его воспоминания.

Во вторник, 2 марта, многие жители Искитима и Искитимского района в мессенджерах получали и делились со знакомыми аудио-сообщениями, в которых неизвестные предупреждали о новом виде мошенничества.
Со 2 марта временный порядок автопродления выплат ежемесячных денежных пособий на детей, введеный из-за пандемии, отменен. Теперь, как и раньше, для получения выплат необходимо написать заявление.



Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год