В космос... на урок

2012-02-11
Дарья Доротова
В космос... на урок
В Новосибирске за один год возвели детско-юношеский астрофизический центр Теперь сибирская столица — второй в России город после Москвы, где функционируют два планетария. Как отметил мэр Новосибирска Владимир Городецкий, строительство астрофизического центра было приурочено к прошедшему году Космонавтики. Он напомнил, что этот проект попал в план основных мероприятий по празднованию 50-летия полета в космос Юрия Гагарина. Поэтому из федерального бюджета на его возведение было получено 200 миллионов рублей. Пятьдесят миллионов рублей выделили из областного бюджета и семьдесят миллионов рублей — из городского.

— Я был не так давно на открытии Московского планетария, а год назад открылся планетарий в Ярославле, — рассказал Виктор Савиных, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. — И это говорит о том, что в нашей стране жизнь налаживается, потому что строятся не только банки и офисы крупных компаний. Я думаю, благодаря этому центру удастся привить детям любовь к науке, именно к тем дисциплинам, объем преподавания которых в школе пока не велик.

— Мы по-настоящему вышли на новую орбиту дополнительного образования. В России 20 планетариев, но только один-единственный, новосибирский, имеет статус учреждения дополнительного образования, — подчеркнул Владимир Филиппович. — Эта та база, где будут заниматься ребятишки, которые увлекаются естественными науками.

Новый планетарий не имеет себе равных за Уралом по техническим параметрам. В «Звездном зале» на 120 мест шесть цифровых проекторов проецируют изображение на выгнутый купол диаметром 16 метров, создавая объём и эффект присутствия. Здесь будут показывать научно-популярные, документальные фильмы, а также видео, полученное со спутника в режиме реального времени. Гостям астрофизического центра продемонстрировали эти «чудеса»: с купольного экрана по видеосвязи присутствующих поприветствовал и поздравил с открытием планетария российский экипаж Международной космической станции.

Главная гордость планетария — его уникальные телескопы, собранные новосибирскими специалистами.

— С телескопами в первую очередь у нас будут работать ребята, которые занимаются в астрономических кружках, — отметил Сергей Масликов, директор детско-юношеского астрофизического центра. — Сейчас у нас уже есть первые такие кружки, но мы будем расширять число педагогов дополнительного образования и набор ребятишек будет продолжен. Кроме того, в Новосибирске есть общество любителей астрономии, участники которого, конечно же, будут приглашены в первую очередь.

Сергей Юрьевич объяснил, что детско-юношеский центр начнёт принимать посетителей с 15 февраля, но первое время это будут организованные группы ребят — школьники и студенты. И только к концу месяца станет ясно, когда все желающие смогут также побывать в уникальном сибирском учреждении. Кроме того, пока не определено, сколько будут стоить экскурсии и обучающие программы. Однако директор нового планетария заверил, что организованные школьные группы центр будет принимать бесплатно.

По-прежнему у многих возникает вопрос о транспортной доступности этого объекта.

— Планетарий располагается в уникальном месте с точки зрения его функциональной принадлежности — на самой высокой точке с хорошим обозрением, — считает Владимир Городецкий. — Что касается доступности, конечно, сегодня трудности есть. У глав Октябрьского и Первомайского районов появилась идея построить здесь подъёмник, как в Сочи. Он будет связывать Ключ-Камышенское плато с набережной реки Ини. Но это в будущем, а пока будем обустраивать транспортную сеть, организовывать дополнительные маршруты.

Проект Большая Перемена
Тридцать лет назад широко известен стал телевизионный журналист, капитан милиции Владимир Чеплыгин. Сейчас Владимир Николаевич – ветеран милиции и подполковник МВД. Его книга «Капитан Чеплыгин рассказывает» вышла в 1993 году тиражом 100 тысяч экземпляров. Но в книге он рассказал далеко не все любопытное о криминальном Новосибирске давних лет. Продолжаем публиковать его воспоминания.

Во вторник, 2 марта, многие жители Искитима и Искитимского района в мессенджерах получали и делились со знакомыми аудио-сообщениями, в которых неизвестные предупреждали о новом виде мошенничества.
Со 2 марта временный порядок автопродления выплат ежемесячных денежных пособий на детей, введеный из-за пандемии, отменен. Теперь, как и раньше, для получения выплат необходимо написать заявление.

Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год