Новосибирск -2.5 °C

Контрольная шоколадка для продавца

14.04.2012 00:00:00
Контрольная шоколадка  для продавца
От обмана покупателей не спасают даже электронные весы До повсеместного внедрения электронных весов для обмана покупателей некоторые работники торговли использовали более лёгкие гири, дополнительные грузики, которые прикреплялись к чаше весов, и другие приспособления. Сегодня эти способы уходят в прошлое. Но, как выясняется, способы уходят, а желание поживиться за счет потребителя у работников прилавка остается. От него не спасает даже электроника.

Когда весы не врут
Современные электронные весы значительно опередили своих предшественников по точности, удобству и функциональным возможностям. Многие покупатели считают, что такие средства измерения служат гарантией того, что взвешивание будет честным, поскольку обман технически невозможен. «Это так. Но только в том случае, если весы поверенные», — уточняет Валерий Кошелев, заместитель директора федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации метрологии и испытаний в Новосибирской области».

Процедура поверки позволяет установить, имеют ли весы отклонение от эталона и могут ли вообще использоваться. Если показания точны, весы опломбируются и на пломбу наносится государственное клеймо. Продавец не сможет корректировать механизм работы весов в свою пользу, не нарушив клейма. Это первая и главная защита покупателей от обвеса. Поэтому гражданам прежде всего нужно обращать внимание на то, есть ли на весах пломба.

По словам Валерия Павловича, сегодня появилось много китайских электронных весов, которые не прошли подобных государственных испытаний. Их точность никем не гарантирована, кроме самого производителя. Такие средства измерения запрещены к использованию при расчёте с покупателями. Но, несмотря на запрет, эти весы используют на рынках, овощных развалах, в киосках. С помощью отвёртки и специальных мерных гирь народные умельцы их могут откалибровать таким образом, чтобы они показывали больший вес, чем есть на самом деле.

Чем меньше фасовка, тем дороже морковка
Масштабы проблемы не раз ощущал на себе каждый. Многие частенько покупают продукты на рынке. Ассортимент здесь представлен широкий. Да и цены чуть ниже, чем в супермаркетах. Но у рынка есть один существенный минус — обвешивают. Причем всех: и женщин с детьми, и респектабельных мужчин, и пенсионеров. Последние, как правило, чаще всего и обращаются в комитет по защите прав потребителей. Стариков понять можно: живут на пенсию. Едут на рынок, чтобы сэкономить, а получается наоборот.

— За год к нам обращаются около десяти обманутых покупателей. Да, количество жалоб невысокое. Как правило, люди стараются решать проблему на месте, с администрацией рынка. Но недобросовестных продавцов много. Люди либо просто берегут свои нервы и закрывают на это глаза, либо не сразу обнаруживают, что их обманули, — говорит Елена Михайлова, заместитель председателя комитета по защите прав потребителей мэрии города Новосибирска.

На днях одна очень приветливая продавец произвела «ревизию» моего кошелька почти на сто рублей сверхположенного. Я покупала сразу несколько видов фруктов и овощей, товар женщина взвешивала на электронных весах. Табло с цифрами увидеть не представлялось возможным: витрина была так плотно заставлена — не было видно не то что весов, но и самого продавца. То, что меня солидно «нагрели», обнаружила только дома. Судя по показанию бытовых весов, одних только яблок оказалось меньше на 150 граммов.

Стоит ли покупать у такого?
Талант облапошить и технический прогресс идут в ногу. Но существует ли хоть какая-то управа на недобросовестных продавцов?
По мнению сотрудников Новосибирского центра стандартизации, метрологии и сертификации, изменения в законодательстве, направленные на облегчение работы предпринимателей и уменьшение количества проверок, могут вызвать ещё больший, чем прежде, разгул обмана на рынках, привести к повсеместному использованию неповеренных весов.

По новому закону плановые проверки метрологического состояния всех промышленных и торговых предприятий можно осуществлять не чаще чем раз в три года. О проверке необходимо предупреждать руководство предприятия за месяц. Разумеется, к этому сроку, как правило, все успеют хорошенько подготовиться.

— К сожалению, у нас нет надзорной функции, — говорит начальник отдела механических измерений ФБУ «Новосибирский ЦСМ» Олег Морозов. — То есть специалисты учреждения лишены права проводить контрольные закупки. Мы работаем только с добросовестными клиентами, которые сами заказывают центру метрологии поверку средств измерения. Особенно добросовестны в этом отношении крупные сетевые торговые предприятия.

Вот и получается, что защищать себя от обвесов нужно учиться самим. На взгляд специалистов, есть очень надёжный способ вывести непорядочного торговца на чистую воду: перед покупкой попросить положить на весы любой фасованный товар. Например, 100-граммовую плитку шоколада или пачку печенья.

Конечно, заставить продавца разрешить вам взвесить контрольную шоколадку вы не можете. Но отказ послужит сигналом: не разрешает — значит, рыльце в пушку. Стоит ли покупать у такого?

СПОСОБЫ ОБМАНА ПРИ ТОРГОВЛЕ ПРОДУКТАМИ
1. «Обвес на бумажку» — мелкие порции товара продавец взвешивает в бумажной обёртке или пакете.
2. «Обвес на бросок» — продавец одним махом бросает на весы товар и практически сразу же убирает его.
3. «Обвес на разинь» — покупателю показывается только часть шкалы весов.
4. «Обвес на время» — обслуживание производится максимально быстро, чтобы покупателю не было заметно, сколько товара положено и сколько завёрнуто. Один из самых выгодных способов.
5. «Дать ассортимент» — к качественной части товара делается довесок низкосортным товаром.


КУДА ОБРАЩАТЬСЯ
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На муниципальном уровне, в частности в Новосибирске, в мэрии и администрациях районов созданы комитеты по защите прав потребителей.

Вы вправе обращаться в Роспотребнадзор или в комитет по защите прав потребителей с заявлением о решении какого-то вопроса или с жалобой на продавца или исполнителя услуг. Ваша жалоба (заявление) должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента её получения.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: