Новосибирск
21.04.2012 00:00:00
Наталья Нашталова
Нас не догонят?
С приходом весны дорожная обстановка традиционно накаляется из-за наплыва на дорогах мотоциклистов, водителей скутеров и мопедов. Рев мотора среди бела дня и лихо мчащийся тебе навстречу скутер, мопед или даже модный японский мотоцикл — не такая уж редкая картинка из жизни оттаявшего после зимы новосибирского двора. Здесь, на пешеходных дорожках и под окнами домов, они часто отдыхают, упражняются и репетируют свой дерзкий выезд на трассы и «большие» дороги: мол, покажем этим автомобилистам, как надо объезжать пробки! Бабушки хватаются за сердце, мамы, гуляющие с детьми, в ужасе: что будет с этими подростками и молодыми людьми, когда они окажутся среди машин?

Кровавый змеиный след на асфальте и тело под простыней — вот непоправимый итог одного из таких заездов. Резонансное происшествие, в котором погиб 16-летний подросток, обсуждают сегодня и в городе, и в области. Паренек двигался на мотоцикле по улице Бориса Богаткова в Новосибирске и столкнулся с ехавшим в попутном направлении автомобилем: молодая женщина перестраивалась в другой ряд и своего соседа просто не увидела. Мотоцикл откинуло на встречную полосу под колеса еще одной иномарки. Подросток скончался на месте.

Что сделать для того, чтобы таких ЧП происходило как можно меньше? Мы обратились к экспертам и попытались ответить на этот непростой вопрос.

Сёдла для пьяных и юных
По статистике ГИБДД области, типичные нарушения водителей двухколесного транспорта — это управление мотоциклом в состоянии алкогольного опьянения, езда без прав, без шлема, превышение скорости и выезд на полосу встречного движения. При этом поймать и призвать к ответственности такого лихого наездника не так-то просто: мобильное транспортное средство лавирует в потоке и легко уходит от преследования. Догонять мотоциклистов инспекторам проблематично, мотоциклов в ГИБДД, прокомментировал Константин Нельзин, авторитетный представитель мотосообщества Новосибирска, сейчас не хватает, поэтому к участию в рейдах привлекают байкеров из различных клубов.

Ситуация с двухколесными транспортными средствами на дорогах обострилась еще и потому, считает Ирина Кетова, инспектор отдела пропаганды ГИБДД Новосибирска, что в ряды мотоциклистов несколько лет назад мощным потоком влились владельцы скутеров и мокиков: стоят данные маломощные транспортные средства недорого, в среднем от 10 до 50 тысяч рублей, к тому же на них можно по закону ездить без прав. Этим активно пользуются те, кто лишен документов за ту же «пьяную» езду, и те, у кого их попросту нет, — дети и подростки до 16 лет, которым еще рано идти в автошколу.

Эти самые подростки, уверяет Константин Нельзин, и есть самая многочисленная по количеству нарушений группа водителей двухколесных транспортных средств.

Приведем лишь один пример. В начале апреля в Новосибирске неустановленный водитель совершил столкновение с мокиком «рейсер», которым управлял подросток 1998 года рождения. Мальчик сел за руль, не имея прав, да еще усадил на место пассажира свою десятилетнюю сестру. Удача, что последствия ДТП не столь серьезны, какими могли бы быть: водитель мокика получил ушибы колена и голени, а его сестра сломала ребро.

— Главное наше орудие борьбы с такими ситуациями — разъяснительная работа, — говорит Ирина Кетова. — Мы призываем родителей быть более ответственными и не покупать детям мопеды и мокики, не пускать их на дорогу раньше времени. К трудностям, которые могут возникнуть в любой момент, они совершенно не готовы, и статистика ДТП лишнее тому подтверждение.

Железные «игрушки» для астеников
Теоретически при объеме двигателя не более пятидесяти кубических сантиметров на мопедах и мокиках нельзя развить скорость более 60 км в час, почему, собственно, для их управления и не нужны права. Но на практике часто все выглядит по-иному.

Уже давно в продаже появились более мощные, а значит, более травмоопасные скутеры и мокики, на которых люди продолжают ездить без всякой регистрации и прав. В итоге молодежь, не обученная поведению на дороге, травмируется и рискует жизнью.

Дело в том, рассказывает Ирина Кетова, что мокик и подобные транспортные средства сами по себе достаточно тяжелые. Чтобы ими управлять, маневрировать, надо обладать большой физической силой и выносливостью. А на практике кто за них садится? Астеничные худенькие парни, которые в перерывах между «гонками» только и делают, что сидят у монитора компьютера.

Чтобы упорядочить движение мопедов и скутеров, инспекторы проводят рейды и проверяют объем двигателей подобных транспортных средств. Если он больше 50 куб. см, а водитель не имеет прав, то «железный конь» отправляется на специальную стоянку. Забрать его хозяин может только тогда, когда пройдет обучение в автошколе. Но часто, рассказывает Ирина Кетова, эти мопеды и скутеры так и остаются «на приколе» ждать своих хозяев: те покупают себе новые «игрушки на колесах» и продолжают свои гонки.

Но не всё так печально. К примеру, специалисты Госавтоинспекции по Мошковскому району недавно предложили ребятам, у которых есть мопед, скутер или мокик, сдавать на права в режиме самоподготовки.

Когда молодой человек чувствует, что освоил теорию, он идет к инспектору, пишет заявление и сдает пробный экзамен по ПДД. Если испытания успешны, подросток проходит водительскую медкомиссию, а затем едет в Новосибирск, где сдает уже полноценный экзамен. Желающих отличиться таким образом, по словам Татьяны Валовой, инспектора по пропаганде отделения Госавтоинспекции по Мошковскому району, немного, но они есть. Значит, жива надежда, что ДТП с участием двухколесных транспортных средств на дорогах области станет меньше.

Больше машин — больше уважения
В 2011 году мотоциклисты гибли на дорогах области настолько часто, что вообще стали недоброй приметой сезона. Сергей Штельмах, начальник УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области, комментируя эту ситуацию, призвал всех водителей быть более дисциплинированными. Транспортные потоки с каждым годом становятся все более плотными, но уважения друг к другу и знаний у участников дорожного движения пока заметно не прибавляется.

Причина частых аварий с участием водителей двухколесных транспортных средств — не только в неграмотности молодых водителей, но еще и в том, что и сами «старшие братья» — автомобилисты — за долгую зиму отвыкают от такого соседства, считает Константин Нельзин. А привычка «делиться дорогой», уступать место, снижать скорость у нас пока не прижилась.

Зная об этом, инспекторы областной ГИБДД призывают автомобилистов:

— Если вы видите на дороге мотоцикл, не надо нервничать и совершать резких маневров. Продолжайте ехать, как ехали, просто уделяйте мотоциклисту чуть больше внимания. Если планируете свернуть с улицы в какой-нибудь переулок, убедитесь, что за последние несколько секунд слева от вас не появился какой-нибудь отчаянный гонщик. Не стоит также пытаться устраивать забеги на скорость с мотоциклом. Это небезопасно.

Мотоциклам — отдельную полосу?
По мнению первого заместителя мэра Новосибирска Андрея Ксензова, причиной гибели 16-летнего мотоциклиста на улице Бориса Богаткова стал тот факт, что зачастую водители машин не видят мокики и мотоциклы в зеркало заднего вида. Чтобы уменьшить количество ДТП с участием двухколесного транспорта, он предложил на городских магистралях отвести для тех отдельную полосу. Такая практика успешно применяется во многих странах.

ЦИФРА
За прошлый год на дорогах города и области погибло около пятидесяти водителей двухколёсных транспортных средств.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей
Новости партнеров
Больше новостей