Новосибирск 9.2 °C

Пара кликов — и ты на уроке

03.05.2012 00:00:00
Пара кликов — и ты на уроке
Школе в селе Кожевниково Барабинского района пятьдесят лет. Недавно произошло событие, которое поставило маленькую школу в ряд современных учебных заведений. В сентябре здесь в полный рост встала проблема — некому преподавать химию и биологию. Недалеко, всего в восьми километрах от Кожевниково, находится новочановская средняя школа — в школьном округе она базовая, там дефицита преподавателей нет. Попробовали «вахтовый» метод: раз в неделю новочановские биолог и химик приезжали в Кожевниково и обеспечивали выполнение учебной программы.

В школах Барабинского района осваивают дистанционное обучение

Школе в селе Кожевниково Барабинского района пятьдесят лет. Недавно произошло событие, которое поставило маленькую школу в ряд современных учебных заведений.

Сетевая школа распахнула двери
В сентябре здесь в полный рост встала проблема — некому преподавать химию и биологию. Недалеко, всего в восьми километрах от Кожевниково, находится новочановская средняя школа — в школьном округе она базовая, там дефицита преподавателей нет. Попробовали «вахтовый» метод: раз в неделю новочановские биолог и химик приезжали в Кожевниково и обеспечивали выполнение учебной программы. Однако нашелся и другой вариант. Барабинский район выиграл конкурс на участие в проекте «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области», пилотный его этап запущен уже в текущем учебном году. Так что для нескольких основных школ, в которых, как и в кожевниковской, нет того или иного учителя-предметника, приветливо распахнулись двери «Телешколы».

Схема обучения простая. Занятия идут на две школы: сетевой педагог ведет урок из базовой школы, а его ученики находятся за несколько километров — в основной. Рядом с ними в классе педагог-организатор, который помогает управляться с ноутбуком, решает все возникающие вопросы.

В кожевниковской школе эту роль исполняет опытный педагог Светлана Балобина. Неслышными шагами она переходит от парты к парте. Где-то просто посмотрит на монитор и пошла дальше — значит, ученик справляется. А тут присела рядом — нужна помощь, у парнишки даже испарина на лбу выступила от напряжения.

— Давай попробуем все сначала: логин, пароль…

Перед уроком нам удалось пообщаться с этими ребятами. Разговорились они не сразу, но в конце концов мы смогли выведать даже самое сокровенное: кто куда намерен поступать. Судьбу себе каждый нарисовал по своему усмотрению — от военной службы до медицины, — но все сходились на одном: потребуются и дружба с компьютером, и прочные знания. Поэтому на уроке мальчишки работают в полную силу. Впрочем, как и после урока: у каждого дома компьютер, учитель сообщает, как выйти на интересные сайты по биологии. Ресурсы в сети сейчас очень богатые.

Наращивать скорость
После урока мы поехали в новочановскую школу и успели перехватить там Светлану Форат, которая и давала сегодня урок биологии для кожевниковских шестиклассников. Учениками она довольна, двое из троих, Иван Борисов и Никита Баранов, получили пятерки. В усть-тандовской школе у нее тоже есть такой целеустремленный ученик — Александр Кочегаров.

— Приятно, когда ребенок не только впитывает приходящую от педагога информацию, но и пробует ее анализировать, пополнять за счет другого ресурса.

Светлана Геннадьевна не скрывает и проблем. Во-первых, дети изучают биологию по трем разным программам и, естественно, по трем разным учебникам. Значит, у сетевого педагога повышенная нагрузка. Да и нужно ли такое разнообразие? Когда-то вся страна занималась по стандартному учебнику и качество образования было высоким. А второе, и куда более важное, — низкая скорость интернета. Пока только новочановская школа имеет оптоволокно, в остальных же сеть еле тянет. Бывает, ученик по пять раз вылетает из сети, и это за 25 минут сеанса!

Скорость, считают педагоги, надо поднимать раза в четыре, а хорошо бы и больше. Вот тогда уроки в «Телешколе» будут по-настоящему интересными: появится возможность общаться с учителем онлайн, проводить видеоконференции.

Перспектива тут хорошая. Полтора месяца назад прошло кустовое совещание «Задачи модернизации общего образования Новосибирской области в 2012 году», на котором министр образования, науки и инновационной политики Владимир Никонов высоко оценил наработанное в дистанционном обучении, а насчет интернет-возможностей для отдаленных школ сказал определенно: добавим. Ожидаются «добавки» уже к началу следующего учебного года.

Дело жизненной важности
У новочановских педагогов, которые и организовали «Телешколу» в Барабинском районе, получается все, за что ни возьмутся. 70—80 процентов их выпускников без проблем поступают в вузы. Руководит школой кандидат педагогических наук Владимир Котляров, кстати, самый активный сторонник дистанционного обучения. Сам он в связи с этим называет фамилию главного своего соратника по информатизации и родной школы, и сетевой — Дениса Кормачева. Они вообще по жизни идут рядом: когда-то Кормачев учился у Котлярова, потом они параллельно учились: младший — в педуниверситете, старший — в аспирантуре, вместе писали научные работы и публиковали их за двумя подписями. Наверное, тогда и родилась мечта поработать вместе. Став директором школы, Котляров сразу же позвонил Кормачеву: приезжай. И тот не задержался с переездом из Новосибирска в Новочаново.

Денис Кормачев стал здесь системным администратором, сетевым педагогом в «Телешколе», на нем держится весь огромный парк компьютеров. Только в новочановской школе 60 единиц, а в проекте ведь семь школ!

Но и другим педагогам, что теперь ведут занятия в сети, пришлось немало потрудиться. Но тут такая школа — сплошь энтузиасты, им вроде бы и не в тягость тянуть тяжеленный воз. Однако остается вопрос: во имя чего? Новочановская школа и так в числе лучших в области, ее выпускники способны украсить любой вуз. Так что «обвинение» в пиаре отпадает. А остается вот что:

— Это дело жизненной важности, — считает директор. — Да, наша школа благополучная, но тем мальчишкам и девчонкам, что живут в небольших селах и деревнях, тоже надо открыть доступ к качественным образовательным ресурсам. Чтобы из каждого вырос человек, способный найти свое достойное место в современной информационной среде.

МНЕНИЕ
Вера ДОВГАЛЬ, координатор проекта:
— Два раза в месяц мы мониторим сетевую школу и видим ее успехи. Успеваемость хорошая, и дети, и учителя просто горят проектом. Если еще добавят скорость интернет-соединений, дело это принесет большую пользу. Мы уже строим планы на будущее: по завершении пилотного этапа подключить к проекту и другие школы района, где не хватает учителей-предметников.

ЦИФРА
Проект «Сетевая дистанционная школа» реализуется в Новосибирской области с сентября 2011 года. В 2012 году региональные власти планируют довести количество образовательных учреждений, которые могут выступать как районные центры дистанционного обучения, до 80.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: