Новосибирск 10.1 °C

ЖКХ: как мы заблудились в трёх буквах (продолжение расследования)

17.05.2012 00:00:00
ЖКХ: как мы заблудились в трёх буквах (продолжение расследования)
Напомним, в предыдущей части данной статьи речь шла о гигантских счетах, предъявленных новосибирцам за потребление горячей воды. Подготовленную к публикации статью мы разослали в ряд организаций, причастных к изложенным фактам, чтобы помочь заблудшим выйти из жилкомхозовского «леса». Начальник государственной жилищной инспекции Новосибирской области Владимир РЯСКИН, подробно цитируя действующие документы, нормативные акты и методики расчета, сообщил:

С помощью рубля нас научат познавать благо порядка?

Напомним, в предыдущей части данной статьи речь шла о гигантских счетах, предъявленных новосибирцам за потребление горячей воды. Подготовленную к публикации статью мы разослали в ряд организаций, причастных к изложенным фактам, чтобы помочь заблудшим выйти из жилкомхозовского «леса». Начальник государственной жилищной инспекции Новосибирской области Владимир РЯСКИН, подробно цитируя действующие документы, нормативные акты и методики расчета, сообщил:

— Чтобы суть сложившейся ситуации прояснить, доведем ее до абсурда: допустим, что в стоквартирном доме 99 собственников жилья поставили приборы учета, а один — нет. 99 жильцов за месяц использовали совсем немного воды и решили за нее не рассчитываться, выставили в показаниях ноль. Тогда один квартировладелец, не имеющий приборов учета, должен оплатить весь общедомовый расход.

Но кто и почему этот логический прием, используемый исключительно в теории для прояснения сути явления, довел до абсурда на деле? Почему, например, в ТСЖ «Спартак» квартиры без счетчиков платят по нормативу плюс наценка за общедомовый расход, а в другом случае, с квартирой А, норматив оказался лишним и весь общедомовый расход воды вменили к оплате одному жильцу?

Ответ поищем в информации, подготовленной специалистами департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города в ответ на запрос «Советской Сибири».

Порядок для порядочных
Порядок начисления платы за коммунальные услуги устанавливается Правительством Российской Федерации, говорится в информации мэрии.
Ссылаясь на изменения в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства № 354 от 06.05.2011), в части расчетов за услуги холодного и горячего водоснабжения… в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, департамент мэрии сообщает: «Начисление платы гражданам осуществляется по формуле, согласно которой показания общедомового прибора учета распределяются на всех граждан, пропорционально потребленному объему коммунальных ресурсов, определенному по показаниям индивидуальных приборов учета, либо нормативам потребления... Применяя этот расчет, управляющие организации и граждане столкнулись с тем, что во многих домах разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарным объемом потребления коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях очень велика».

Чтобы разобраться в этом, была создана рабочая группа, в которую вошли представители управляющих компаний, ТСЖ, председатели совета домов, специалисты администраций районов и департамента.

Многочисленные «неучтёнки»
Вот так оказалось, что традиционная бухгалтерия на родной почве бессильна. Сама власть, принимающая и разрабатывающая нормы учета, почти заблудилась в многочисленных «неучтенках».

Специалистами упомянутой рабочей группы было выявлено несколько основных причин увеличения начислений:
— проживание граждан в жилых помещениях без регистрации и без уведомления управляющих организаций;
— несвоевременное извещение гражданами о фактическом потреблении коммунальных услуг (в соответствии с показаниями водосчетчиков. — Ред.);
— неисправное состояние внутридомовых и внутриквартирных сетей водоснабжения и водоотведения, которое влечет за собой утечки и потери коммунальных ресурсов.

Обратим внимание, названы лишь «несколько основных причин»…

И всё же, кто виноват?
Возвращаясь к нашему случаю с квартирой А, понимаем, что ей соответствует пункт второй. При этом начисление платы по формуле «пропорционально потребленному объему коммунальных ресурсов» почему-то не распределилось на всех граждан. Они просто не сдали показания своих индивидуальных приборов учета (ИПУ) в управляющую компанию. А там недочитали фразу, которая заканчивалась (см. выше) словами: «либо по нормативам потребления». Вместо применения норматива управляющая компания решила общедомовым расходом огорошить тех, кто не установил ИПУ.

Интересная подробность: квартира А находится в доме, где живет заместитель начальника управляющей компании. И вот такой казус! Что же происходит в домах без управляющего «глаза»? Отвечаем: то же самое. Причем люди, экономя свои нервы и здоровье, сказали про себя «да подавитесь нашими рублями!» и… заплатили, «потребив» по 60 тонн горячей воды ежемесячно. Комментируя для «Советской Сибири» свой разорительный для семейного бюджета поступок, один из отчаявшихся искать справедливости сказал следующее:

— Управляющая компания правильно все рассчитала: у кого деньги без счета — заплатят и не заметят. А пенсионеры сочтут за благо сэкономить на продуктах и лекарствах, чтобы не связываться с крючкотворами и мелкими бюрократами.

Как одной квитанцией четырёх «зайцев» убить
Многочисленные разговоры вокруг проблемы сопровождались еще и комментариями «не для печати». Так, автор собственными ушами слышала сказанное в кулуарах «крючкотворов и мелких бюрократов»: «Да мы специально так сделали: пусть все устанавливают счетчики!» И тут возникает вопрос: а что, оценка работы УК связывается с рекордами по установке счетчиков? Но кулуарные «законодатели» идут еще дальше: «А не нравятся формулы расчета, пусть знают, за кого в следующий раз голосовать!» И тут возникает уже вопросище: может, зря мы киваем на «вашингтонский обком», якобы управляющий отечественным электоратом? У своего «бывшего жэушника» рычаги управления куда проще и эффективнее?

Но вернемся к нашим баранам, точнее, «зайцам». «Граждане, несвоевременно информирующие управляющую компанию о фактическом потреблении коммунальных ресурсов», все равно рано или поздно заплатят за них. Несмотря на то, что жильцу А уже выписан счет за те же самые «ресурсы».

Так, одной квитанцией, решили четырех зайцев убить: заставить поскорее установить счетчики воды, дважды получить плату за один и тот же объем коммунальных ресурсов, а попутно еще и поучить «политической» грамоте.

Что делать?
Первый совет мэрии:
— Повлиять на изменение ситуации возможно только при совместной работе управляющих организаций и собственников помещений в многоквартирном доме в лице членов совета дома. Граждане должны своевременно информировать управляющую компанию о фактическом потреблении коммунальных ресурсов, определяемом по показаниям индивидуальных приборов учета.

Второй совет мэрии:
— Следует учитывать, что согласно Федеральному закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении» до 01.07.2012 все многоквартирные дома и жилые помещения должны быть оборудованы общедомовыми и индивидуальными приборами учета. Если в установленный срок собственники многоквартирного дома не обеспечат установку приборов учета, то эти работы обязаны выполнить ресурсоснабжающие организации в срок до 1 июля 2013 года. При этом собственники помещений обязаны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Искренне готова посочувствовать тем, кто пытается навести порядок в повальном беспорядке.

Конечно, установим, и «пакет документов, и порядок действий» разработают, но… Загадочная разница между реально потребленной водой и той, что зафиксирована общедомовым счетчиком, станет еще более загадочной. А обещанный расчет коммунальных платежей «от занимаемой площади» породит новые конфликты.

По той простой причине
Сергей Слёта, начальник управления по работе с физическими лицами ОАО «СИБЭКО», высказал свою точку зрения:

— Проблема с начислениями за горячую воду при наличии общедомового прибора учёта возникла по той простой причине, что управляющие организации, которые обязаны производить начисления за коммунальные услуги, в том числе по горячему водоснабжению, относятся к этому процессу, на мой взгляд, ненадлежащим образом. Дело в том, что собственники жилых помещений не отличаются дисциплинированностью и не обременяют себя обязанностью ежемесячно передавать данные о показаниях ИПУ в управляющие организации. Те в свою очередь не считают для себя необходимым проводить соответствующую работу с собственниками (напоминать о необходимости передавать показания, направлять сотрудников для снятия показаний и т.д.), в результате расчёт производится только по тем собственникам, которые передали показания. В сложившейся ситуации заявленный расход по потреблению горячей воды из месяца в месяц может отличаться в несколько раз.

Остается только вспомнить древнюю мудрость: «Народ не способен создать определенный порядок, не имея возможности познать его… Но когда благо сего порядка народом познано, он не согласится с ним расстаться». Пока же «низы не хотят, а верхи не могут».

…А в это время уже, наверное, идут съемки фильма «Особенности национального ЖКХ». Тема — просто золотое дно!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: