Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Константин ГРОМЕНКО: «Высокая стоимость российских дорог — это миф»

2012-06-29
Инна Волошина, "Советская Сибирь"
Константин ГРОМЕНКО: «Высокая стоимость российских дорог — это миф»
На «Деловом завтраке» в «Советской Сибири» начальник территориального управления автомобильных дорог (ТУАД) Новосибирской области Константин Громенко поведал немало интересного о том, как на самом деле обстоят дела в дорожной отрасли. Строительство дорог в России вообще и в Сибири в частности — дело непростое. Тому много причин: суровый климат, сложное геологическое строение, высокая стоимость строительных материалов, дорогие технические условия. В итоге получается немалая сумма. Если называть конкретные цифры, то в России стоимость строительства километра дороги обходится в среднем в 41 млн рублей, в Китае — 35 млн рублей, в Финляндии — 40 млн, в Германии — 122 млн. При этом имейте в виду, что у нас расчет ведется на всю дорогу, а за рубежом — на одну полосу.

На «Деловом завтраке» в «Советской Сибири» начальник территориального управления автомобильных дорог (ТУАД) Новосибирской области Константин Громенко поведал немало интересного о том, как на самом деле обстоят дела в дорожной отрасли.

Цифры и факты
— Константин Геннадьевич, в общественном сознании сложился стереотип, что, мол, на Западе дороги отличные, стоят они дешево. У нас же миллиарды «закатывают в асфальт», а толку нет. Так ли это?

— Спору нет, строительство дорог в России вообще и в Сибири в частности — дело непростое. Тому много причин: суровый климат, сложное геологическое строение, высокая стоимость строительных материалов, дорогие технические условия. В итоге получается немалая сумма. Если называть конкретные цифры, то в России стоимость строительства километра дороги обходится в среднем в 41 млн рублей, в Китае — 35 млн рублей, в Финляндии — 40 млн, в Германии — 122 млн. При этом имейте в виду, что у нас расчет ведется на всю дорогу, а за рубежом — на одну полосу. Так что стоимость дороги за рубежом можно смело умножать минимум на два. Причем у нас в стоимость километра закладывается выкуп земли, технические условия, вынос инженерных коммуникаций и прочие сопутствующие расходы. А у них это в смету дороги вообще не входит. Так что высокая стоимость российских дорог по сравнению с зарубежными — это миф.

— А почему, к примеру, в Германии дороги такие дорогие?

— Там и зарплаты выше, и строительные материалы дороже. К примеру, битум у них исключительно производства Венесуэлы, это мировой эталон качества. А мы используем битум омского завода, причем никто его специально не делает, это просто отходы переработки нефти. Поэтому приходится доводить его до приемлемого качества различными добавками.

Европейские водители тоже нарушают
— Вы коснулись вопроса качества…

— Вас, может быть, это удивит, но в нашей стране технические регламенты в дорожной отрасли гораздо строже и жестче, чем в той же Европе. Три года назад специалисты подробнейшим образом изучали этот вопрос, была идея перейти на европейские стандарты. Так вот, эксперты пришли к выводу, что делать это бессмысленно. Например, дорожное ограждение в Европе — это, по сути дела, просто граница дороги. Ни на какую нагрузку оно не рассчитано, и любой автомобиль запросто его пробьет. А у нас аналогичное заграждение, выполненное с учетом всех требований, запросто удержит от падения в кювет не только легковушку, но даже грузовик. То есть оно выполняет функции элемента пассивной безопасности. И так во всем.

— А что говорят данные статистики?

— Аварийность в Германии выше, чем в России. Дело в другом: у них последствия аварий значительно легче, чем у нас. Иначе говоря, гораздо меньше погибших и пострадавших.

— Почему, интересно? У них машины лучше?

— И это тоже. Западные производители автомобилей огромное значение придают безопасности, в том числе и пассивной. Кроме того, в Европе подавляющее большинство водителей ездят, пристегнувшись ремнем безопасности. А что касается пресловутой дисциплинированности европейских водителей на трассе, то это тоже не более чем миф. Не так давно я был в Европе, посетил Германию, Чехию, Францию и ряд других стран, все видел собственными глазами, ездил и по автобанам, и по обычным дорогам. Так вот я хочу сказать: нарушают и еще как нарушают!

Дорога — это жизнь
— Чему, на ваш взгляд, нам стоило бы поучиться у европейцев?

— Нам действительно стоило бы многое у них перенять. Взять хотя бы придорожный сервис. У них при каждой заправке — и магазин, и кафе, и чуть ли не СТО. Правда, в последнее время и у нас стали появляться современные АЗС, предоставляющие целый комплекс услуг. Надеюсь, в недалеком будущем все автозаправочные станции станут такими.

Еще в Европе очень яркие знаки, четкая дорожная разметка, прекрасное освещение, то есть все сделано для того, чтобы водителю было легко ориентироваться на дороге. Этому бы тоже следовало поучиться. Они на трассах устанавливают метеостанции, так что водитель всегда знает, что ждет его впереди — пурга, гололед или оттепель. А ведь это тоже влияет на безопасность.

— Правда ли, что у нас более 60 % дорог не соответствуют принятым стандартам?

— Да, это так. Сказывается и то, что основная часть дорог строилась давно и по другим стандартам, и недоремонт вследствие недофинансирования, и многие другие факторы. Но у нас есть и современные дороги, которые, не побоюсь этого сравнения, ничуть не хуже европейских. Я, конечно, имею в виду дороги общего пользования. Это, к примеру, трасса на Ленинск-Кузнецкий, дорога на Камень-на-Оби, улица Станционная. Подобные трассы есть и в области, просто жители города чаще всего не знают о них.

Вообще, дороги в районах области — это отдельная тема. Для горожанина хорошая трасса — это лишь вопрос комфорта, а для сельского жителя — это вопрос жизни, причем в самом прямом смысле этого слова. Часто можно слышать, что деревни вымирают. А почему? В том числе из-за отсутствия дорог. Не так давно губернатор Василий Юрченко посетил село Крещенское Убинского района. Сегодня там проживают 560 человек. Трудно себе представить, но в селе до сих пор нет телевидения, нет сотовой связи, как, впрочем, и многого другого. До недавних пор не было приличной дороги. Тогда настроение жителей было подавленным, они часто упрекали власть, что забыла о них, бросила на произвол судьбы. Когда начали ремонт дороги (а это ни много ни мало 100 километров), настрой кардинально изменился.

Хочу отметить еще вот какой момент. Говоря об отличном качестве европейских дорог, как-то забывают о том, какая у них плотность населения и какая у нас. Я вас уверяю: ни одна европейская страна, даже самая богатая, не может себе позволить строить 100 километров дороги ради пятисот человек. А мы строим, потому что понимаем, дорога — это жизнь: по ней и скорая помощь ездит, если вдруг кто-то заболеет, и дети в школу добираются, и продукты в магазин привозят.

Извечный финансовый вопрос
— Что же делать, чтобы наши дороги были в порядке?

— Финансировать в полном объеме дорожную отрасль. У нас в области сегодня на содержание дорог выделяется 38 % от общего объема необходимых средств. Но правительством Новосибирской области приняты законы, предусматривающие переход к 2014 году на стопроцентное финансирование работ по содержанию дорог. Существенное увеличение будет и по другим статьям, это вселяет оптимизм.

— Часто можно слышать критику в адрес дорожников со стороны различных общественных организаций. Как вы находите с ними общий язык?

— Мы постоянно взаимодействуем с представителями «Свободы выбора», «Форпоста» и других общественных организаций, включаем их в состав комиссии по приемке дорожных работ. У нашего управления есть свой сайт, там можно задать любые вопросы, специалисты на них обязательно ответят. Кроме того, мы рассказываем о своей деятельности в прессе, часто выезжаем в районы области, общаемся там с людьми. Мы работаем открыто, у нас нет никаких тайн от общественности.

— Если честно, то многие, критикуя дороги Новосибирской области, как-то забывают, что в других регионах они значительно хуже.

— Сложно оценивать других, но, наверное, вы правы. Свыше пяти лет назад мы начали борьбу за качество, ввели ответственность для подрядчиков за нарушение технологии, сроков и так далее. Теперь за брак они отвечают рублем. Еще нам удалось добиться, чтобы каждая организация несла гарантийную ответственность. Если выявляются какие-то недочеты, брак, подрядчик устраняет это за свой счет. Конечно, не все хотят это делать. Тогда мы обращаемся в суд. И хочу отметить, чаще всего суды на нашей стороне.

— Какие объекты будут построены в области в нынешнем году?

— Их достаточно много. Планируем построить 10 километров дороги на Камень-на-Оби, возвести новый мост через реку Омь в Венгерово, еще один мост в Ордынском, мост в Здвинске. Есть и другие объекты, названия которых новосибирцам, скорее всего, ничего не скажут, но для жителей области они очень важны. Многие из них люди ждут десятки лет. И хочется надеяться, что со временем дорожная ситуация в нашей области кардинально изменится.

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ о
— Какие качества вы больше всего цените в людях?
— Инициативность, порядочность, честность. Меня привлекают люди, которым интересно жить и работать, которые заряжают своей энергией других.

— Какое событие последнего времени произвело на вас наибольшее впечатление?
— Пожалуй, то, что на нужды дорожной отрасли губернатор выделил гораздо больше средств, чем раньше. В результате этого наметился качественный скачок, теперь мы имеем возможность проявить свои профессиональные знания, а не думать, как залатать дыры. У нас трудятся прекрасные люди, которые очень ответственно относятся к своей работе, и им очень тяжело выдерживать пресс не всегда объективного общественного мнения.

— Ваше хобби?
— Я всегда очень любил читать. Люблю водить автомобиль. Охоту люблю. Не столько за трофеи, сколько за общение с друзьями в спокойной обстановке, вдали от города.

ЦИФРА
В России стоимость строительства километра дороги обходится в среднем в 41 млн рублей

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Тридцать лет назад широко известен стал телевизионный журналист, капитан милиции Владимир Чеплыгин. Сейчас Владимир Николаевич – ветеран милиции и подполковник МВД. Его книга «Капитан Чеплыгин рассказывает» вышла в 1993 году тиражом 100 тысяч экземпляров. Но в книге он рассказал далеко не все любопытное о криминальном Новосибирске давних лет. Продолжаем публиковать его воспоминания.

Во вторник, 2 марта, многие жители Искитима и Искитимского района в мессенджерах получали и делились со знакомыми аудио-сообщениями, в которых неизвестные предупреждали о новом виде мошенничества.
Со 2 марта временный порядок автопродления выплат ежемесячных денежных пособий на детей, введеный из-за пандемии, отменен. Теперь, как и раньше, для получения выплат необходимо написать заявление.



Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год