Новосибирск 1.1 °C

С левого на правый и обратно

12.07.2012 00:00:00
С левого на правый и обратно
Не в одночасье областной центр стал современным городом. Новосибирск лишь в 1960-х — 70-х годах, снимая ветхие и примитивные одежды, начал обустраиваться новым, комфортабельным в полном смысле жильем. Заблистал архитектурными новинками. Стал стремительно расти ввысь. Но сначала повсюду развернулись стройки. На Оби кипит работа. «В котловане под здание ГЭС уложили первые кубометры бетона, — пишет 13 июля 1954 года «Советская Сибирь». — До конца года в здание ГЭС уложат порядка 95 тысяч кубометров».

Новосибирск в 1960-х годах начал прощаться со своим одноэтажным обликом

Не в одночасье областной центр стал современным городом. Новосибирск лишь в 1960-х — 70-х годах, снимая ветхие и примитивные одежды, начал обустраиваться новым, комфортабельным в полном смысле жильем. Заблистал архитектурными новинками. Стал стремительно расти ввысь.

Но сначала повсюду развернулись стройки. На Оби кипит работа. «В котловане под здание ГЭС уложили первые кубометры бетона, — пишет 13 июля 1954 года «Советская Сибирь». — До конца года в здание ГЭС уложат порядка 95 тысяч кубометров».

Мостостроители тянут очередные речные пролеты нового Коммунального моста. Его впоследствии назовут самым мощным сооружением пятой пятилетки. До сих пор не строили пролетов такого типа длиной более 120 метров. Специально для моста наши металлурги дали высокопрочную и упругую сталь. В Новосибирске родилось немало рационализаторских проектов в сфере мостостроения. И тогда уже возникал вопрос: имея опыт и хорошие научные идеи, где и что мы построим завтра?

Новосибирск стремительно прибавлял в весе — экономическом, интеллектуальном, демографическом. Менялись его карта, очертания улиц и кварталов. Огромным прорывом в трансформации планировочной структуры Новосибирска стало строительство в начале 70-х годов второго моста через Обь.

Проект моста представлял собой сложный комплекс сооружений: с длиной проезжей части 701 метр и шириной 30 метров, шестирядным движением, подходами, подъездами, транспортными развязками. Общая длина перехода составляла пять километров.

По своему конструктивному решению Димитровский мост являлся уникальным. Как сказали бы профессионалы — «внеклассным».

Элементы моста не имели болтовых соединений, он был цельносварной. Конечно, подобные мосты уже имелись на тот момент в Москве и Киеве. Но исключительность нашего была в сварке монтажных стыков в «северном» исполнении.

Конструкции металлической части моста весят 4 800 т, а 4 300 кв. метров железобетона — около 13 000 т. Все пролетное строение установлено на семи опорах, пять из которых стоят на гранитной скале.

Мост был открыт для движения автотранспорта 4 ноября 1978 года. Поначалу на правом берегу был возможен выход с моста только в направлении улиц Фабричной и Владимировской.

Торшеров нет, но есть набережная
Коммунальный мост (Октябрьский) проектировался еще в довоенное время в створе улицы Сузунской (ныне улица Восход).

В четвертом пятилетнем плане намечалось строительство «большого моста через Обь», мостов через речки Тулу и Каменку. На заседании Верховного Совета РСФСР в 1946 году выступила депутат от Новосибирска Т. Голубина, которая просила «предусмотреть ассигнования на постройку моста в бюджете». Через два года ее просьбу удовлетворили: Совет министров СССР принял постановление «О мерах помощи городскому хозяйству города Новосибирска», в котором правительство, выделив 30 миллионов рублей на благоустройство города, обязало наши заводы заняться коммунально-бытовым строительством своего родного города, в том числе построить мост через Обь. Вот такой размах.

А какой был проект! Он предусматривал украшение моста торшерами высотой в 27 метров со светящимися на них звездами. Входные части с правого берега венчались 45-метровыми пилонами-обелисками, на левом берегу на первой опоре ставились колоннады. Коммунальный мост, строительство которого оценивалось в 128 миллионов рублей, был открыт в ноябре 1955 года. Но на нем не было торшеров и громадных пилонов, что, конечно, обедняло его общий архитектурно-художественный облик. Зато заиграла расчищенная набережная Оби, она преобразовалась в прибрежный парк, так необходимый городу и дающий значительный эстетический эффект в его панорамах.

На излете 70-х
Важнейшим событием в жизни Новосибирска на излете 70-х стало начало строительства метрополитена, который сыграл важную роль в решении острейших транспортных проблем. И уже в декабре 1985 года состоялся пуск его первой очереди.

ПО СТРАНИЦАМ «СОВЕТСКОЙ СИБИРИ»
Идут годы. На южных окраинах областного центра поднялись современные заводы. Зажгла свои огни Новосибирская ГЭС: «Открылись задвижки направляющего аппарата, и вода Обского моря с силой обрушилась на рабочее колесо. Начала вращаться турбина. Пятый агрегат дал промышленный ток...»

Мы шагнули в 60-е. Космос. 1964 год: трудящиеся сибирской столицы встречают и провожают со слезами на глазах товарища Вальтера Ульбрехта из Германии, которого особенно интересовал Академгородок. Еще бы! Где в мире можно было в то время обнаружить подобную концентрацию научных мозгов? Областная газета подробно рассказывает о беседе академика Лаврентьева с лидером немецких социалистов — ему особенно понравился опыт сибиряков по работе с одаренными детьми, развитию ребячьих способностей во благо будущего науки.

Высоко оценивало работу сибиряков-ученых и правительство: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1970 года Новосибирская область была награждена вторым орденом Ленина за успехи в развитии промышленности, науки и культуры.


КСТАТИ
В стальном теле Димитровского моста насчитывается почти 25 километров сварных швов. Сварщикам помогали ученые Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта.

Опорные части изготовлялись из специального стального литья повышенной прочности, которые поставляли заводы Новосибирска — «Тяжстанкогидропресс» и «Сибсельмаш», а также «Уралмаш».


ФАКТ
В середине 70-х годов только в Новосибирске имелось 277 общеобразовательных школ, 52 ПТУ, 16 высших и 39 средних специальных учебных заведений, которые ежегодно выпускали около 20 тысяч специалистов различного профиля. В городе функционировали также свыше 100 научно-исследовательских и проектных институтов.

ЦИФРА
За 1959 — 1965 годы в Новосибирске построено 90 тысяч новых квартир.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: