Новосибирск -0.8 °C

Зубрить параграф запрещается!

25.07.2012 00:00:00
Зубрить параграф запрещается!
Как известно, в 2012/13 учебном году начальная школа в России переходит на новый образовательный стандарт. Апробировали его уже 29 школ Новосибирской области, и региональное министерство образования, науки и инновационной политики осталось довольно результатами. А поскольку главная задача начальной школы — привить мотивацию к дальнейшему обучению, эти результаты, по словам заместителя министра Дмитрия Метёлкина, трудно охарактеризовать цифрами: управленцы констатировали общую атмосферу готовности к переменам.

В предстоящем учебном году первоклассники придут в школу за знаниями нового образца

Как известно, в 2012/13 учебном году начальная школа в России переходит на новый образовательный стандарт. Апробировали его уже 29 школ Новосибирской области, и региональное министерство образования, науки и инновационной политики осталось довольно результатами. А поскольку главная задача начальной школы — привить мотивацию к дальнейшему обучению, эти результаты, по словам заместителя министра Дмитрия Метёлкина, трудно охарактеризовать цифрами: управленцы констатировали общую атмосферу готовности к переменам.

Если первые классы обязаны обучаться по новому стандарту, то пятиклассники в этом году только включатся в эксперимент: 104 школы области заявили о готовности участвовать в нем. И это очень важно, так как новый образовательный стандарт — это, прежде всего, иной уровень ответственности всех участников учебного процесса. На первый взгляд, уязвимость такого глобального школьного проекта заключается в том, что количество предметов (а значит, и объема получаемых знаний?!) в расписании каждого конкретного ученика уменьшится. Не совсем так, утверждают специалисты: появится возможность выбора уровня знаний. Теперь от ученика зависит, насколько глубоко он готов окунуться в проблему. Безусловно, это профессиональный вызов и для учителя. Ведь преподаватель должен стать главным помощником и проводником в поиске новых знаний. Что крайне важно, учителю придется пересмотреть критерии оценки работы ученика. В современной школе не будет места оценке «хорошо» за пересказанный верно параграф, а «отлично» — за несколько расширенный пересказ. Теперь учителю нужно будет оценивать творчество, что подразумевает максимальную деликатность и аргументированность в общении с учащимися.

Кроме того, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Дмитрий Метёлкин подчеркивает, что новый образовательный стандарт не столько привносит новшества, сколько закрепляет их. Использование творческих образовательных программ, участие школьников в конференциях и экскурсиях само по себе не ново для новосибирских школ, новым является фиксация этих форм в учебном плане, который увеличился до 37 обязательных часов (то есть все-таки на один час в сравнении с прошлым больше), а также имеет 10 дополнительных часов для воспитательной работы.

Возникает вопрос: насколько готовы школы, прежде всего сельские, к такому развитию событий, ведь в 2015/16 учебном году вся основная школа должна перейти на новый образовательный стандарт? Как пояснил Дмитрий Метёлкин, проблеме технического оснащения сельских школ уделяют особое внимание. При этом заместитель министра подчеркнул, что суть новой программы в том, чтобы развить творческий потенциал ребенка, а не выдать ему инструмент для конкретной задачи и научить им пользоваться. То есть техническая оснащенность школы, безусловно, важна, но не является ключевым фактором для современного процесса обучения.

Старая система образования доказала свою работоспособность. Но вряд ли кто-то может представить ситуацию, чтобы 50 лет назад ученик прервал учителя словами: «Марьиванна, зачем вы нам «Википедию» пересказываете?» Школа должна в конце концов среагировать на растущий между поколениями разрыв. И в этом процессе невозможно не пользоваться потенциалом современного информационного поля. Так, в частности, учителя и родители объединяются в сообщества в социальных сетях и самых элементарных специальных проектах (электронный журнал, электронный дневник), созданных по этому принципу.

Креативный потенциал учителей и учеников должен раскрываться в полной мере, чтобы школа выпускала граждан, способных эффективно функционировать в обществе, делать осознанный выбор и добиваться конкретных целей. Это важная задача для страны, и, по словам Дмитрия Метёлкина, необходимо пресекать всяческие спекуляции на тему платности школьного образования: «Государство не отказывается и никогда не откажется от своих социальных функций».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: