Новосибирск 0.1 °C

Я бы снова выбрал этот путь…

28.07.2012 00:00:00
Я бы снова выбрал этот путь…
Каждое дело, которое в связи с повышением по службе ему приходилось оставлять, Василий Андреевич Барков передавал в надежные руки. Вот и сейчас, познакомив меня с председателем профсоюзной организации цеха эксплуатации Новосибирск Геннадием Васильевичем Ануфриевым, он с теплотой говорит о своем преемнике на этом посту и вспоминает такой эпизод их общей биографии...

Каждое дело, которое в связи с повышением по службе ему приходилось оставлять, Василий Андреевич Барков передавал в надежные руки. Вот и сейчас, познакомив меня с председателем профсоюзной организации цеха эксплуатации Новосибирск Геннадием Васильевичем Ануфриевым, он с теплотой говорит о своем преемнике на этом посту и вспоминает такой эпизод их общей биографии...

— А знаете, я ведь его да еще Владимира Акимовича Петруню самыми первыми «обкатывал», когда меня в 1979 году назначили машинистом-инструктором, — с улыбкой говорит Василий Андреевич.

— Ну и как, надежные ребята оказались? — уточняю я.

— Еще какие! Вот он всю жизнь отработал машинистом, как и я. Машинист первого класса! Профессионал замечательный и человек очень достойный, воспитал двух прекрасных сыновей... — с гордостью за товарища говорит Василий Андреевич. И становится очевидно, что для него понятие «надежный человек» включает не только высокое чувство ответственности и великолепное знание дела, но и простую человеческую порядочность, открытость, доброту и преданность.

Лишь год до войны
Вася, родившийся в сороковом году, был девятым, предпоследним, ребенком в большой и дружной крестьянской семье. Мама, Татьяна Никитична, растила многочисленных сыновей и дочек, вела дом. А глава семейства, Андрей Иванович, трудился в местном совхозе. Проживали Барковы на Алтае, в селе Маловолчанка Крутихинского района.

Отец и три старших брата, когда позвала родина, встали под ружье. Леонтий, который был старше Васи на целых двадцать лет, еще перед войной стал новобранцем Красной армии, так что и «пороха понюхал» первым. Андрея Ивановича призвали практически сразу же после объявления мобилизации, в сорок первом. Следом за отцом, едва достигнув призывного возраста, ушел Владимир. Затем наступила очередь Ивана…

— У Ивана была бронь, так как он был механизатором. Но в сорок третьем его все же призвали. Мне тогда было годика три с половиной. Но я помню, как вечером перед уходом он со мной закрылся в комнате, чтобы мать и сестры не видели, взял в руки любимую гармонь, заиграл и горько заплакал… Как будто чувствовал, что не вернется… Он погиб в Ленинградской области, недалеко от деревни Сосновка. Они десантировались с самолета, но до земли Иван живым не добрался, немец расстрелял его прямо в воздухе.

— А что еще помнится из военного детства?

— Детство, ой, голодное было… Сейчас вспоминаю, аж мурашки по телу — все время есть хотелось. Еще помню, как все в селе ждали почтальона. А как он идет, слышишь: там заголосили, там… И День Победы помню. И плакали, и радовались, и горевали по погибшим…

Отец, служивший в пехоте, с боями дошел до Кенигсберга. Был контужен, неоднократно ранен. Минометчик Леонтий и артиллерист Владимир тоже вернулись под отчий кров сильно израненными, но главное — живыми! Леонтий в мирной жизни будет работать лесником. Владимир выучится и станет главным бухгалтером совхоза «Путь Ильича». Сестра Раиса тоже будет работать в этом же совхозе. Мария станет лаборантом, а Лидия, выйдя замуж, уедет в Новосибирск, будет заведовать столовой речного училища. Еще две сестренки нашего героя уйдут из жизни в малолетстве: Аня и Даша. А сам Василий и вслед за ним младший братишка Алеша станут железнодорожниками. Будут водить по Транссибу поезда.

Еще мальчонкой Вася как-то приехал погостить к Лидии в Новосибирск. Идут они с зятем по городу, дома рассматривают, про жизнь говорят, и вдруг где-то неподалеку раздался мощный гудок… «У нас село было тихое, далеко расположенное от железной дороги, я и знать не знал, что паровоз так мощно гудит», — смеется Василий Андреевич. Словом, резкий звук, разорвавший воздух, заставил мальчишку вздрогнуть и втянуть голову в плечи. А зять по-отечески похлопал сорванца рукой по худенькому плечу и сказал: «Не бойся, Василий! Еще немножко подрастешь и обуздаешь этого железного зверя!»

Подружиться с «железным зверем»
— Когда я заканчивал сельскую школу, в стране набирала обороты целинная эпопея, — рассказывает Василий Андреевич. — Мы, юные механизаторы, трудились на полях. А мечталось о реактивных самолетах! Тут ребята стали рассказывать: один документы подал туда-то, другой туда-то… А меня Сергей Иванович Соловьев, директор совхоза, не отпускает. Тут как раз новые комбайны пришли, он и говорит: «Иди получай! А по осени, как урожай уберем, пойдешь учиться». Будто не знает, что к тому времени зачисление давно закончится... Словом, выбрал я как-то денек, поехал в Новосибирск и подал документы в железнодорожное училище № 2 (теперь это лицей имени Героя Социалистического Труда Николая Лунина).

На мандатной комиссии говорю: «Я буду осмотрщиком вагонов». А директор училища, Николай Дмитриевич Садовский, внимательно посмотрел на мою рослую фигуру, покачал головой и говорит: «Да ты что?! Ты будешь помощником машиниста!» Так моя судьба и решилась. А председателю совхоза пришлось все-таки меня отпустить…

О родном училище Барков вспоминает очень тепло, отмечая высокий профессионализм и отеческую заботу преподавателей и мастера Николая Николаевича Носкова, привившего воспитанникам не только глубокие знания, но и любовь к выбранному делу.

Когда Барков в шестидесятом году окончил училище, на магистрали шел процесс электрификации, старые машинисты переквалифицировались с паровозов на электровозы. Свежеиспеченных помощников машинистов, пришедших в депо, поставили кочегарами на паровоз.

— Я попал на гагановский паровоз 0023, — рассказывает Василий Андреевич. — Почему гагановский? Сейчас эту фамилию мало кто помнит, а тогда она гремела. Валентина Гаганова, ткачиха, известна была тем, что свою передовую бригаду отдала другому человеку, а сама взяла самую отстающую… Так вот наш паровоз носил имя Валентины Гагановой. Владимир Михайлович Михмель, машинист электровоза, передовик, поддержав этот почин, перешел на паровоз. К нему я и попал кочегаром.

Василий Андреевич вспоминает своего первого наставника в депо как очень грамотного машиниста, ответственного и строгого, который в минуту отдыха мог и пошутить, и посмеяться, но не дай бог прозевать что-нибудь во время работы — мало не покажется. И новичок старался изо всех сил…

— Некоторые из людей того поколения сейчас говорят: «Вот паровоз — это была машина! Дышала! А электровоз — это что? Раньше вообще все машинисты были замечательные, грамотные люди. Не только свою семью обеспечивали, но и, по сложившейся традиции, каждый праздник семьи помощника и кочегара приглашали к себе в гости… А паровоз в каком порядке держали! Чистили так, что он блестел. Тендер лаком черным покрыт, колесные пары все красные, диски белым покрашены… Красотища! После поездки надо все протереть и почистить… Машинист с помощником уже домой соберутся, махнут рукой: ты тут доделай. Они уйдут, а я еще вожусь час-другой. Другие машинисты шагают мимо: «Бросай ты это дело — и так хорошо!» А я упорно: «Нет! Надо до ума довести», — вспоминает Василий Андреевич.

Домой он приходил, конечно, черный как… кочегар. Но это молодого железнодорожника нисколько не огорчало. А вот реакция других людей порой была забавной. В отдыхающей для локомотивных бригад на станции Инская в душевой периодически дежурила бабуля, которая, глядя на него, все вздыхала и приговаривала: «Сынок, бросай ты эту работу! У меня сын на заводе Чкалова работает начальником цеха. Я попрошу, он тебя к себе возьмет! Будешь как нормальный человек…» А он смеялся в ответ: «Нет, спасибо! Я — локомотивщик. С паровозом не расстанусь!»

Все же на время расстаться с паровозом нашему герою пришлось — когда пришел черед нести службу в рядах Советской армии. Василий Барков служил в Прибалтике. Разведчиком. Целых три с половиной года. Почему? Потому что разразившийся карибский кризис держал в напряжении две супердержавы: никто не знал, закончится все миром или произойдет эскалация конфликта.

Вернувшись повзрослевшим и возмужавшим, Василий Андреевич стал работать слесарем по ремонту электровозов в родном локомотивном депо. А через полгода, в июне 1964 года, он снова смог отправиться в путь. На этот раз уже помощником машиниста. Теперь его наставником был машинист первого класса Василий Иванович Рандин. Водили пассажирские поезда до Тайги, Барабинска и Черепаново.

Шесть лет Барков отработал помощником. Потом экстерном окончил курсы машинистов и стал работать в грузовом движении уже машинистом.

Руки золотые
В 1974 году в газете появилась заметка «Ценная инициатива». На фото — братья Барковы, Василий и Алексей, в компании машиниста-инструктора Николая Федоровича Бублая. Статья рассказывает о том, что локомотивные бригады Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги вышли с инициативой — выполнить социалистические обязательства третьего года пятилетки при сниженном расходе энергии.

«В числе инициаторов борьбы за лучшее использование энергетических ресурсов — новосибирцы. На снимке вы видите машиниста-инструктора Новосибирского депо, мастера экономии электроэнергии Н.Ф. Бублая, который обучает братьев Василия и Алексея Барковых экономичным режимам вождения пассажирских поездов…» — писал автор заметки В. Лещинский.

К тому времени Василий Барков уже имел третий класс и не останавливался на достигнутом — вскоре сдал на второй класс. Комиссия была очень строга — из шестнадцати машинистов рубеж успешно преодолели всего двое. Один из них — наш герой. Трудовая книжка неоднократного победителя соцсоревнования пестрела записями о благодарностях и поощрениях. Младшенький тоже старался не отставать от брата. Вот руководство и сочло их достойными такой чести.

Кстати, из того газетного снимка сделали огромный плакат, который вывесили во всю стену здания, что на стыке улицы Ленина и Красного проспекта. Под фото были помещены строки Михаила Исаковского:

Пройдут года, настанут
дни такие,
Когда советский трудовой
народ
Вот эти руки, руки молодые,
Руками золотыми назовет.


Сдав на второй класс, Василий Андреевич, по его собственному выражению, досконально стал работать машинистом пассажирского движения. В 1975 году ему вручили часы министра путей сообщения. Возглавлял отрасль в те годы Борис Павлович Бещев. Позже, уже занимаясь общественной деятельностью в профсоюзе, Барков станет обладателем часов председателя ЦК профсоюза Роспрофжел. И хотя и те и другие хронометры очень почетны и ценны для ветерана, главной и самой дорогой для себя наградой наш герой считает знак «Безаварийный пробег более миллиона километров». И даже не надо пояснять почему.

Миллион километров без аварий
В 1977 году Василий Андреевич сдал на первый класс. Он имел право управления паровозом, тепловозом и электровозом, а теперь еще и получил самую высокую квалификацию. Люди, которые работали с Барковым помощниками, набирались от него знаний, опыта и тоже росли в профессиональном плане.

— Много хороших машинистов вышло. Вот Александр Константинович Панарин пацаном пришел, окончив курсы при нашем депо. Работал со мной и в грузовом, и в пассажирском движении в общей сложности лет шесть. Потом успешно сдал на право управления и тоже поехал машинистом. А в сложные девяностые годы ушел в коммерцию, — рассказывает Василий Андреевич Барков.

В 1979 году нашего героя назначили машинистом-инструктором локомотивных бригад. Вот тогда-то и попали к нему первыми «на обкатку» Владимир Петруня и Геннадий Ануфриев. Геннадий Васильевич рассказывает: «Он уже тогда был человеком большого опыта, ответственным и строгим. Где надо суров, где надо человечен. Авторитет его был непререкаем. Василий Андреевич много занимался воспитательной работой. Потому его как профессионала всегда очень ценили и уважали не только машинисты, но и руководство».

Следующей для Баркова стала должность заместителя начальника депо по эксплуатации. Почти полторы тысячи человек в подчинении! Но Барков и здесь успешно справлялся, опираясь на свой авторитет в коллективе и находя хороший контакт с начальниками депо: сначала с Юрием Васильевичем Коневым, затем с Александром Яковлевичем Шефером, а после с Сергеем Леонидовичем Троценко. «Это всё знающие люди, крепкие руководители, с которыми интересно было работать и решать производственные задачи», — говорит ветеран.

— Не скучали по поездкам?

— А как же! Еще как скучал. В то время машинистам-инструкторам и замам по эксплуатации разрешалось делать в месяц две-три поездки, чтобы не терять квалификацию. Я собирался и на выходной день записывался на какой-нибудь поезд вместе с тогдашним председателем профкома цеха эксплуатации Валерием Петровичем Ахрямкиным в качестве помощника. Так на пару и ездили… — с улыбкой говорит Василий Андреевич.

По его воспоминаниям, 90-е годы выдались непростыми. Разделение дороги на Кемеровскую и Западно-Сибирскую на какое-то время создало несогласованность. «У нас стык дорог — в Болотной. Надо дальше двигаться, а Кемеровская не принимает… Словом, тратилось больше времени, чем это должно было быть, — рассказывает Барков, — А еще бывало — заходит машинист перед поездкой: «Если курева не дадите — никуда не поеду!» Тогда же дефицит был. Я сам в то время еще курил и знаю, что такое остаться без табака. Так что мы искали сигареты и выдавали людям. Продуктами тоже старались помогать...»

На новом рубеже
На пенсию машинисты выходят раньше — в 55 лет. Василий Андреевич Барков достиг этого рубежа в середине девяностых. Но почивать на заслуженном отдыхе ветерану не довелось. На профсоюзной конференции его избрали председателем профсоюзного комитета цеха эксплуатации Новосибирск, где он и трудился с 1997 по 2011 год. Говорит, работа тоже по-своему интересная, а главное — среди людей, которых хорошо знаешь. Кстати, среди наград героя нашего очерка есть знак «30 лет в профсоюзе».

Сегодня Василий Андреевич Барков возглавляет совет ветеранов Новосибирского эксплуатационного депо, объединяющего машинистов, помощников и других деповских работников не только Новосибирска, но и Инского узла, всего 1 350 человек.

Заботы — обычные: оказать помощь тем, кто в ней нуждается, поддержать словом и делом. Часто человеку всего-то и требуется — душевная беседа. Почувствовать, что тебя помнят, уважают. Говорит, что самый долгожданный для ветеранов день — это субботник, когда они приходят с утреца, берут веники, метлы, лопаты и… не могут наговориться, встретив коллег и друзей: делятся воспоминаниями, подтрунивают друг над другом, вспоминая смешные случаи…

— Традиция субботников очень старая! Еще мы только начинали работать машинистами, да и когда помощниками были, в день субботника писали заявление с просьбой половину оплаты за поездку перечислить ветеранам. И сегодняшнее поколение этой традиции придерживается: все работающие, включая руководителей, инженерно-технический состав, машинистов и так далее, нашим неработающим пенсионерам отчисляют в день субботника средства. В этом году в наш совет поступило 428 тысяч рублей.

И что особенно хочется отметить, молодежь настроена патриотично, все понимают важность такого шага, никто не сказал: «А я не буду». Это и есть настоящий коллектив, когда с уважением и заботой относятся к ветеранам и помогают новичкам, только пришедшим в депо, стать настоящими профессионалами, — говорит Василий Андреевич. — Наши ветераны не теряют связь с коллективами. С трепетом относятся к памяти уже ушедших товарищей. Вот в марте мы похоронили женщину-машиниста Надежду Михайловну Орлову. Не стало Юрия Михайловича Кузнецова. Замечательный человек был!

У нас удивительные ветераны. Валентин Петрович Карнаухов, к примеру, прекрасный машинист и удивительной души человек. Жалеет всех! В те годы нередко встречались люди бедные, которые приходили в отдыхающую подкормиться, переночевать. В Юрге такой паренек был, так Карнаухов ему… купил сапоги. А руки у него — золотые! Всю форму шил на себя сам: и брюки, и костюм, и фуражечку. Те деповчане, кто любил красиво одеться, просили его: «Лесик, сделай, пожалуйста!» Сейчас ему 84 года, но он и сегодня при деле — ухаживает за заболевшей сестрой: сам варит, стирает… И знаете, он никогда не придет в совет ветеранов на что-нибудь пожаловаться или материальной помощи попросить. Говорит: «Зачем? У меня все есть!» А как-то съездил в гости к внуку, проживающему в Америке, вернулся и сказал: «Лучше нашей России страны нет…»

Сам Василий Андреевич прослужил на родной железной дороге 52 года. Как это часто бывает в семьях железнодорожников, на ЗСЖД трудилась и его супруга — Людмила Степановна. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Отрада дедушки и бабушки — их внуки: Дарья в этом году поступила в музыкальный лицей, Алиса учится в НГТУ по специальности «международный менеджмент», Герману 13 лет, и он пока еще не выбрал будущую профессию, а младшенькая Серафима в свои 4 года еще только учится мечтать.

— Знаете, если бы я сейчас начинал свою профессиональную жизнь сначала, то пошел бы по этой же дороге. До сих пор мы — машинисты. И когда спрашивают: «Ваша профессия?» — Я говорю: «Машинист!» — резюмирует Василий Андреевич.

— А что бы вы пожелали коллегам-ветеранам в преддверии Дня железнодорожника?

— Своим коллегам-ветеранам я бы пожелал прежде всего здоровья, здоровья и еще раз здоровья. И призвал бы их почаще посещать предприятия, где они отработали много лет. Вот сегодня мне звонил наш машинист — Юрий Захарович Овчинников. Говорит: «Я уже две недели не был в депо. Скажите, что там нового? Как и что?» Интересуется. Вот так и надо жить!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: