Новосибирск 2.6 °C

По городу на колесах

02.08.2012 00:00:00
По городу на колесах
Первый автобусный маршрут в Новосибирске открылся в 1924 году. Судьба города неразрывно от самого его основания связана с темой транспорта: наземного и подземного, воздушного и речного. И в этом тоже своя новосибирская уникальность. Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без транспорта. Но еще полвека назад и новосибирцев было поменьше, и мостов, и единиц транспорта на душу населения. Наша «Народная летопись» пополняется все новыми воспоминаниями, а архивные подшивки «Советской Сибири» возвращают нас к истокам развития пассажирских перевозок в областном центре.

Профессия водителей пассажирского транспорта в условиях Сибири всегда считалась экстремальной

Первый автобусный маршрут в Новосибирске открылся в 1924 году. Судьба города неразрывно от самого его основания связана с темой транспорта: наземного и подземного, воздушного и речного. И в этом тоже своя новосибирская уникальность.

Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без транспорта. Но еще полвека назад и новосибирцев было поменьше, и мостов, и единиц транспорта на душу населения. Наша «Народная летопись» пополняется все новыми воспоминаниями, а архивные подшивки «Советской Сибири» возвращают нас к истокам развития пассажирских перевозок в областном центре.

Из чулана в музей
Поход в Новосибирский государственный краеведческий музей даст возможность узнать немало интересного о том, какие экземпляры раскатывали по улицам областного центра в разное время. К примеру, одним из излюбленных экспонатов у посетителей всех возрастов, но особенно представителей сильного пола, стал мотоцикл фирмы «Нортон», выпущенный в 1909 году в Великобритании. Как он попал в Сибирь? Историки предполагают, что этот мотоцикл был одним из 12 автомототранспортных средств, выявленных сто лет назад переписью автотранспорта в Томской губернии.

«Нортон» был передан в дар музею его последним владельцем в конце 1970-х годов — «в связи с отказом органов Госавтоинспекции в продлении техосмотра», как значится в аннотации к экспонату на сайте музея. С одной стороны, это хорошо: улицы Новосибирска и без того наводнены двухколесными монстрами. С другой стороны, ведь продлевают же жизнь автораритетам, почему бы и 103-летней «нортоновской лошадке» однажды не проехать старым маршрутом? К примеру, по центральной площади 28 сентября — в день празднования 75-летия Новосибирской области?

Другой жемчужиной транспортной коллекции музея стал велосипед, которым в 1930-х годах был премирован один из ударников труда завода «Сибсельмаш». Неплохо сохранившийся экземпляр из небольшой серии, выпускавшейся после войны Новосибирским авиационным заводом имени Чкалова.

Бум веселых звонков
Трамвайные перевозки начались в 1934 году. Первый трамвайный маршрут связал железнодорожный вокзал с центром города. Сейчас точно установить, какое количество трамваев бегало по улицам областного центра, трудно, предположительно подвижной состав насчитывал 17 единиц. В 1940-м число вагонов увеличилось до 60.

В 1954-м трамвайного полку прибыло: их стало 119, а с открытием чуть позднее Октябрьского моста «трамвайные системы правобережья и левобережья слились в одно целое», — восклицает передовица «Советской Сибири». В Новосибирске начинается настоящий трамвайный бум. В 1965 году на маршруты выходило уже до 400 трамваев. Именно в те годы трамвай стал самым популярным и востребованным видом городского транспорта — около 60 процентов общего пассажиропотока.

Перелом в истории развития трамвайного сообщения произошел в середине 80-х годов. С некоторых крупных городских улиц, в том числе с Красного проспекта, трамвай исчез вовсе. В рейтинге популярности его сменил построенный в областном центре метрополитен. И тем не менее трамвай не сходит с рельсов истории. Его будущее и перспектива видится отцам города в пуске скоростного трамвая.

За баранкой троллейбуса
Новосибирец Сергей Явнов стоял у истоков развития электротранспорта в городе, работал в Дзержинском и Кировском троллейбусных депо. Сергей Антонович говорит, что первым в стране в своей отрасли получил звание Героя Социалистического Труда. Воспоминания и снимки из семейного архива сибиряка пополнили коллекцию проекта «Воспоминания новосибирцев» Центра устной истории музея города Новосибирска. А музейщики в свою очередь охотно поделились своей находкой с нами.

— Как только построили первый коммунальный мост, сразу же пустили троллейбус до сада им. Кирова. Первый раз я прокатился на нем до центра, все глядел на водителя: он сидел в чистой кабине в белой рубашке с галстуком! — вспоминает Сергей Явнов. — И мне тоже захотелось водить троллейбус. Услышал объявление по радио: «Объявляется набор на курсы водителей троллейбусов. Отдел кадров находится по адресу: улица Мичурина, 7». Так в октябре 1961 года я поступил на курсы. Занятия проходили в двухэтажном здании на улице Крылова — напротив Центрального рынка. Там учили водителей не только троллейбусов, но и трамваев. В группе было около 30 человек: среди одногруппников были и девушки! Нам платили стипендию размером 30 рублей. Стажировку — 90 часов — проходили на учебном троллейбусе.

Желающих научиться профессии было много, а работать остались из группы Явнова только три человека. В суровые зимы обогревались только стекла, но это помогало мало. В морозы водители троллейбуса возили с собой соль и тряпку, протирали стекла и зеркала.

Валенки водителю троллейбуса обуть нельзя — на педали жать не сможешь. Носили ботинки «прощай, молодость!» — боты из войлока, а вовнутрь еще и домашние тапочки для пущего тепла. Вот такая экстремальная профессия.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ
На снимке 1978 года: Леонида Ильича Брежнева в его очередной поездке по Сибири встречают руководители области и города. Фото из семейного архива Александра Павловича Филатова, почетного гражданина Новосибирска, появилось в архиве Центра устной истории музея города Новосибирска совсем недавно в рамках проекта «Воспоминания новосибирцев».

А предыстория этой приятной встречи такова. Еще в августе 1972 года во время визита в Новосибирск состоялся разговор генсека с первым секретарем Новосибирского обкома партии Фёдором Горячевым по поводу скорейшего строительства метрополитена — первого в Сибири. Глава администрации области был очень убедителен. Через шесть лет Леониду Ильичу уже представляли проект будущей подземки в деталях, включая изюминку в сугубо советских традициях. В частности, главный инженер проекта С. Цыганков и инженер К. Виноградов предложили мостовой переход через Обь поставить на 14 опорах. В Сибири собирались построить самый длинный метромост в мире. Официальный пуск Новосибирского метрополитена состоялся 28 декабря 1985 года.


ФАКТ
В 80-х годах в новосибирском легковом маршрутном такси билеты продавались за 15 копеек, а провоз багажа в городском автобусе стоил 10 копеек

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: