Новосибирск 9.3 °C

Каждому свой «квадрат» рынка

22.08.2012 00:00:00
Каждому свой «квадрат» рынка
Новосибирск вошел в число лидеров среди российских городов по обеспеченности торговыми площадями: 931 квадратный метр на 1 000 жителей (при федеральном нормативе — 665 квадратных метров) — это третье место в стране после Екатеринбурга и Казани. Позади остались, причем некоторые далеко, такие города, как Нью-Йорк, Париж, Барселона, Прага, Мадрид и Берлин. Эти данные были озвучены в начале августа начальником управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Новосибирской области Ларисой Ярковой. Не пытаясь ставить вопрос ребром — хорошо это или плохо, мы просто решили разобраться и порассуждать, что дает нам это лидерство.

Уровень обеспеченности торговыми площадями в регионе значительно выше российских нормативов

Новосибирск вошел в число лидеров среди российских городов по обеспеченности торговыми площадями: 931 квадратный метр на 1 000 жителей (при федеральном нормативе — 665 квадратных метров) — это третье место в стране после Екатеринбурга и Казани. Позади остались, причем некоторые далеко, такие города, как Нью-Йорк, Париж, Барселона, Прага, Мадрид и Берлин. Эти данные были озвучены в начале августа начальником управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Новосибирской области Ларисой Ярковой. Не пытаясь ставить вопрос ребром — хорошо это или плохо, мы просто решили разобраться и порассуждать, что дает нам это лидерство.

Были бы деньги
В Новосибирской области обеспеченность торговыми площадями на 1 000 жителей значительно выше утвержденных федеральным законодательством нормативов. В целом по области этот показатель составляет 730 квадратных метров при нормативе в 541. В Новосибирске на тысячу жителей приходится 931 «квадрат», а в районах области — 450 при нормативе — 337 метров. Если следовать простой и прямой логике, то жители должны быть довольны и ассортиментом, и ценами.

Подобрать репрезентативную группу не составило большого труда: коллеги — сотрудники «Советской Сибири» — проживают повсеместно: от центра Новосибирска до самых окраин и ближайших пригородов. И ни от одного из трех десятков опрошенных я не услышал больших претензий. Кому-то хотелось, правда, чтобы рядом с домом был магазин из категории «Для тех, кто шьёт», а кому-то не хочется далеко за рыболовными снастями ехать, но это узкопрофессиональные интересы. А по большому счету практически в любом районе города можно купить все из того, что называют «предметами первой необходимости» или «товарами повседневного спроса».

Есть выбор по ценам и производителям, есть и прямая конкуренция. И даже ожидаемое исчезновение сигаретно-пивных ларьков с улиц города никого особо не взволновало. По признанию коллег, к коим я готов присоединиться, выбора там особого нет, а ценовая политика, особенно учитывая небольшие арендные ставки, порой очень странная и неприятная для кошелька. И хотя сегодня ларьки пока включены в общую статистику торговых площадей, эксперты считают, что их закрытие с 1 января 2013 года на общий тренд развития Новосибирска и области не повлияет.

Наравне с планетой всей
А тренд этот, как выяснилось, не просто местечково-патриотический — в каждом российском городе-миллионнике работают в данном направлении, следят за своим местом в рейтинге и очень радуются более высокой строчке. В Москве, например, в прошлом году приняли пятилетнюю Концепцию развития розничной и оптовой торговли, и двумя первоочередными проблемами там записаны «острый дефицит торговых площадей и их низкое качество» и «неразвитость различных форматов торговли, в том числе сетей». Хотя, казалось бы, слова «Москва», «дефицит» и «неразвитость» и близко стоять не могут, а вот гляди ж ты…

Но ладно бы Россия, где еще не до конца изжиты порывы быть впереди планеты всей, а также догнать и перегнать. Так ведь и на Западе то же самое: Праге не дает покоя 50-метровое отставание от Варшавы, а Париж мечтает дотянуться до Милана, чтобы уже затем утереть гордо задранный нос лондонской торговли.

— И это не просто стремление быть выше в рейтинге, — убеждена Лариса Яркова. — Это четкое понимание глав муниципалитетов крупных городов и руководителей более высокого ранга, что обеспеченность торговыми площадями — это один из основных критериев развития экономики в целом. Плюс большее подспорье для бюджета: в прошлом году в нашей области инвестиции в строительство новых торговых объектов составили 9,5 миллиарда рублей, а по поступлениям в бюджет только налога на прибыль торговля стабильно занимает I — II место среди всех секторов экономики.
Моллы для души.

А что для жизни?
Не секрет, что резкий рост обеспеченности торговыми площадями связан в основном с открытием крупных торгово-развлекательных центров, гипермаркетов и прочих моллов, как их называют на Западе. Вдумайтесь: еще в начале 2007 года обеспеченность Новосибирска составляла 378,3 квадратных метра на 1 000 жителей, а пять лет спустя приближается к тысяче «квадратов». Крупный формат быстро полюбился и нашему покупателю, который, однако, признает, что торгово-развлекательные центры — это больше для души: там можно побродить по магазинам, особенно в период скидок, перекусить в кафе, для детей предусмотрены игровые комнаты. Но это все же программа выходного дня, не подходящая для повседневности.

В той же московской Концепции развития приоритетом в развитии торговой системы города должно стать открытие небольших магазинов шаговой доступности и торговых центров площадью не более 5 000 квадратных метров. По мнению авторов программы, это позволит не только снизить дефицит торговых площадей, но и уменьшить арендные ставки и улучшить транспортную ситуацию в столице. Согласны с московскими коллегами и новосибирские маркетологи, давно выяснившие, что, несмотря на наличие огромных моллов, в обычной жизни покупатель делает выбор в пользу определенного магазина, находящегося в рамках его обычного маршрута передвижения «дом — работа — дом».

В Новосибирской области в октябре 2011 года была принята ведомственная целевая программа развития торговли на территории региона на 2012 — 2014 годы. В рамках исполнения этой программы как раз и происходит развитие торговли там, где пока недостаточная обеспеченность площадями.

— Три крупнейшие розничные сети нашего региона активно реализуют программу социальной направленности по открытию магазинов не только в Новосибирске, но и в райцентрах и крупных поселках области, — говорит начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Новосибирской области Лариса Яркова. — Приходя туда, они создают не только рабочие места — 30, как минимум, — но и здоровую конкуренцию с уже существующими организациями. А если в каком-то поселке есть магазины всех трех сетей, то это дает покупателям просто огромное поле выбора.

Мелкая розница помогает
Но не ко всем районам эта схема применима. В Усть-Таркском, например, магазинов крупных сетей нет, но по уровню обеспеченности торговыми площадями в сельской местности район занимает второе место в области после Ордынского с показателем 593 квадратных метра на 1 000 человек.

— Так сложилось исторически, — говорит первый заместитель главы района Владимир Эйсфельд, — что наши местные предприниматели успешно заполняли нишу розничной торговли. Они и до сих пор дают основной прирост по торговым площадям. Сел, где нет магазинов с самым необходимым, у нас в районе не найти. Понятно, что за крупными покупками жители отправляются в Татарск, Новосибирск или Омск, но в принципе имеющихся торговых точек хватает, чтобы создавать конкуренцию и выбор приемлемых цен для покупателей.

Помимо стационарных торговых точек, которых в области более 11,5 тысячи, в весенне-летний период на территории области дополнительно создается широкая сеть мелкорозничных торговых объектов. В 2012 году для населения открыто 1 950 временных объектов торговли, в том числе в районах области — 1 050. Планируется, что в летний период через мелкорозничную сеть жителям региона будет дополнительно реализовано товаров на сумму около 650 миллионов рублей. Это напитки, мороженое, кондитерские и хлебобулочные изделия, овощи, фрукты, периодическая печать, игрушки, сувениры и спортивные товары.

КСТАТИ
В городе-побратиме Новосибирска Миннеаполисе находится крупнейший торговый центр США — знаменитый Mall of America. Всего в Mall of America работают 11 000 сотрудников, его ежегодно посещают около 40 миллионов человек. На его территории расположены 520 магазинов, 50 ресторанов, тематические парки, университет и бассейны с акулами. Площадь Mall of America — 390 тысяч квадратных метров. Для сравнения, общая площадь крупнейшего в Сибири торгово-развлекательного центра «Аура» составляет «всего» 150 тысяч «квадратов».

ЦИФРА
Доля торговли во внутреннем валовом продукте (ВВП) Новосибирской области составляет 19 процентов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: