Новосибирск 6.8 °C

Люди и страсти из Петербурга

29.08.2012 00:00:00
Люди и страсти из Петербурга
Последние по времени большие гастроли знаменитой труппы в Новосибирске были в далеком 1978 году, и связаны они с именем выдающегося режиссера и актера Игоря Петровича Владимирова. Театралы наверняка помнят самые яркие спектакли — «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», «Интервью в Буэнос-Айресе», «Люди и страсти», «Левша», «Двери хлопают», «Прошлым летом в Чулимске». В них на сцену выходили уникальные артисты — Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Леонид Дьячков, Дмитрий Барков, Михаил Боярский, Анатолий Равикович. А рядом с ними — совсем молодые Лариса Луппиан, Сергей Мигицко, Владимир Матвеев, Евгений Филатов. Сегодня они уже народные артисты России, лидеры труппы.

На большой сцене театра «Красный факел» 3 сентября открываются гастроли Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета

Последние по времени большие гастроли знаменитой труппы в Новосибирске были в далеком 1978 году, и связаны они с именем выдающегося режиссера и актера Игоря Петровича Владимирова.

Театралы наверняка помнят самые яркие спектакли — «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», «Интервью в Буэнос-Айресе», «Люди и страсти», «Левша», «Двери хлопают», «Прошлым летом в Чулимске». В них на сцену выходили уникальные артисты — Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Леонид Дьячков, Дмитрий Барков, Михаил Боярский, Анатолий Равикович. А рядом с ними — совсем молодые Лариса Луппиан, Сергей Мигицко, Владимир Матвеев, Евгений Филатов. Сегодня они уже народные артисты России, лидеры труппы. Многих из них новосибирцы увидят в спектаклях гастрольной афиши. Нынешняя ленсоветовская труппа сверкает и другими именами известных артистов — Анны Алексахиной, Артура Вахи, Александра Новикова, Сергея Перегудова. И если вы следите за их творчеством на кино- и телевизионных экранах, то вам будет интересно узнать, как они работают в театре.

На авансцене — молодые
Творческая индивидуальность этого коллектива — игровое, яркое, броское, парадоксальное существование артиста на сцене. Лучшие спектакли театра сочетают остроту постановочных решений с внимательным отношением к стилистике автора. Три спектакля гастрольной афиши станут тому подтверждением.

Все они поставлены молодыми режиссерами, учениками известных мастеров Петра Фоменко, Олега Кудряшова и Григория Козлова. И это также стиль существования театра имени Ленсовета — открытость новому, бесстрашное движение навстречу современности.

В основе спектакля «Заповедник» — повесть петербургского писателя Сергея Довлатова, претворенный в ироничную яркую прозу опыт работы автора экскурсоводом на Пушкинских горах. «От хорошей жизни писателями не становятся», — говорил Довлатов, во всех своих произведениях демонстрируя взгляд на собственную жизнь как на литературный сюжет. Написан «Заповедник» в 1983 году, уже в Нью-Йорке, в эмиграции. Здесь летние приключения героя повести в Михайловском рифмуются с болдинской осенью Пушкина: серьезные и рискованные нелады с властями, опала, творческий кризис, семейные неурядицы. Довлатов словно проживает биографию Пушкина, соотнося ее со своей жизнью. А постановщики, по словам критиков, «пытаются поймать и театральными средствами передать искрометный и лаконичный стиль Довлатова».

Как утверждает режиссер спектакля Василий Сенин, «Заповедник» — это история о человеке, который родился и вырос в своей стране, но почему-то не смог реализоваться в ней и принял решение об эмиграции. Создавались условия, в которых претворять в жизнь свои замыслы действительно было невозможно. Эта ситуация продолжается и сейчас: в современном российском обществе проблема реализации стоит очень остро».

В главной роли — Артур Ваха, запомнившийся любителям кино по телесериалу Сергея Снежкина «Брежнев» (роль молодого Брежнева) и роли того же Леонида Ильича в сериале о Фурцевой.

Нескучная классика
Комедия Островского «Лес» — история про двух актеров-неудачников, попавших в имение богатой помещицы Гурмыжской, тетушки одного из них. Здесь царит многоликий «театр жизни»: герои плетут интриги, воруют, мошенничают, обольщают и обольщаются, мешают счастью влюбленных... Но благородные комедианты Несчастливцев и Счастливцев выводят злодеев и лицемеров на чистую воду, помогая воссоединиться любящим сердцам.

Отличительная черта творческого почерка дебютанта ленсоветовской сцены 28-летнего режиссера Кирилла Вытоптова, по мнению критиков, — умение расставить современные акценты, не перенося в наши дни сам сюжет. Вот и в «Лесе» статичный мир усадьбы Гурмыжской с простенькими провинциальными радостями, надуманными интригами и «бурями в стакане воды» показан явлением вневременным.

— Я хочу рассказать историю о внутреннем кризисе человека, очутившегося в экзистенциальном лесу жизни. Для меня эпиграфом к спектаклю стали строчки из «Божественной комедии» Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Все герои в этой пьесе стоят на распутье. Например, главная героиня помещица Гурмыжская — удивительная женщина, обладающая единственным талантом — любить. Но годы прибавляются, а предметы любви мельчают… Она обманывает сама себя, чувство ее обречено, — говорит режиссер.

Эту роль исполняет народная артистка России Лариса Луппиан, и рецензент газеты «Деловой Петербург» так характеризует ее игру: «Главная победа спектакля — Гурмыжская Ларисы Луппиан… Она буквально сделана из вещества лжи. Луппиан устраивает блестящий виртуозный дивертисмент, демонстрируя все виды, сорта, оттенки и переливы фальши: от тонких, пастельных до буйного гротеска. Сцена с Улитой, где героиня плетет интриги ради утоления ненасытного сластолюбия, превращена буквально в оперу-балет».

Любовь как зеркало
Жанр спектакля «Я боюсь любви» по пьесе Елены Исаевой режиссер-постановщик Марина Романова обозначила как «Сцены из жизни города». Он отсылает зрителей к лучшим образцам российской драматургии: к володинским «Стыдно быть несчастливым» и «С любимыми не расставайтесь», к «104 страницам про любовь» Радзинского.

«Я боюсь, что влюблюсь, а... не получится. А у меня больше нет сил на облом. У меня только на счастливую любовь силы есть», — говорит одна из героинь спектакля. Шесть актеров играют встречи, признания, обманы и самообманы десятков разных мужчин и женщин. В этой истории каждый зритель, как в зеркале, сможет найти черты нынешнего времени и самого себя.

«Сценический рассказ, темпераментно обращенный напрямую к публике, ведется быстро, ритмично, искренне без надрыва, трогательно без истерики — что-то напоминающее, может быть, ранний «Современник», — пишет о спектакле в «Санкт-Петербургских ведомостях» Татьяна Москвина. — Молодой режиссер Мария Романова (пожалуйста, маэстро, туш: новое имя!) дебютирует на большой сцене явно не с пустяками».

ФАКТ
Гастроли петербуржцев — часть большого проекта: в июне театр «Красный факел» посетил Санкт-Петербург и в течение одиннадцати дней сыграл шесть спектаклей из своего репертуара на сцене театра им. Ленсовета.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: