Новосибирск 11.8 °C

Когда обход пойдёт в доход

07.09.2012 00:00:00
Когда обход пойдёт в доход
Прошлой осенью, если быть точными — 8 ноября, Владимир Путин официально открыл движение по полностью построенному Северному обходу Новосибирска. Ранее, в октябре 2008 года, Владимир Путин, тогда еще Председатель Правительства России, также запускал в эксплуатацию первую очередь обхода. Присутствие первого лица государства дает понять, какое значение в масштабах страны придается этой 76-километровой трассе. А мы попробуем разобраться — что конкретно изменил Северный обход в жизни Новосибирской области?

Северный транспортный обход Новосибирска — долгосрочный инвестиционный проект в развитии области

Прошлой осенью, если быть точными — 8 ноября, Владимир Путин официально открыл движение по полностью построенному Северному обходу Новосибирска. Ранее, в октябре 2008 года, Владимир Путин, тогда еще Председатель Правительства России, также запускал в эксплуатацию первую очередь обхода. Присутствие первого лица государства дает понять, какое значение в масштабах страны придается этой 76-километровой трассе. А мы попробуем разобраться — что конкретно изменил Северный обход в жизни Новосибирской области?

Главная функция дороги
Быстро переключаться на новое и более интересное свойственно людям, и журналисты тут тем более не исключение. Несколько лет Северный обход был в центре внимания, но ничто не вечно под луною, и теперь первую строчку в рейтинге дорожно-строительных новостей удерживает возведение третьего моста через Обь в Новосибирске. В 2014 году, когда мост будет сдан в эксплуатацию, эстафета, скорее всего, перейдет к строительству Восточного транспортного обхода. Словом, новостей и событий хватит на годы вперед, а Северный между тем потихоньку себе живет, исправно выполняя свою функцию.

А это в первую очередь — удобное транспортное сообщение. И только потом возрастающая инвестиционная привлекательность, объекты придорожного сервиса и так далее. И с главное задачей Северный обход справляется отлично. 26-километровый участок от восточной границы города до Сокура предпочитают большинство автомобилистов. Проходящее практически параллельно в полутора-двух километрах от обхода старое Восточное шоссе также эксплуатируется, но уже не так активно.

Для большегрузных фур выбор почти всегда очевиден — перед Новосибирском уходить направо (если со стороны Омска — налево) и по ровной, широкой, незагруженной машинами трассе объезжать город.

По данным ФУАД «Сибирь», являвшегося заказщиком строительства, статистика движения транспорта по Северному обходу держится примерно на одном уровне — 9 — 10 тысяч автомобилей в сутки. Показатель немного возрастает в летний период, что связано с наличием большого количества дач на берегах Оби. Из этого немалого потока около 60 процентов приходится на большегрузный транзитный транспорт: 6 — 7 тысяч фур в сутки.

Несложные манипуляции с калькулятором показывают, что если бы объездной дороги не было, то в среднем ежеминутно Новосибирск с запада и востока «пополняли» бы 4 — 5 большегрузов. Очевидно, что ни ритмичности движения, ни экологии города они бы не способствовали.

Спокойнее во всех смыслах вздохнули и жители станций Мочище и Юбилейная — через эти населенные пункты раньше проходил весь поток машин с востока. Новая дорога на всем своем протяжении не заходит в населенные пункты. Зато формирует новые.

Бизнес угадал не во всем
В 15 километрах от восточной границы мегаполиса, в районе поселка Октябрьский Мошковского района, бурлит стройка. Три независимых друг от друга компании инвесторов осваивают три участка комплексной застройки — микрорайоны Рябиновый, Заречный и Светлый. Общая площадь застраиваемой территории — 800 гектаров.

— Раньше это была земля сельскохозяйственного назначения, практически неиспользуемая, — говорит заместитель главы Мошковского района по строительству и ЖКХ Сергей Чернышов. — Но затем ее вывели из сельхозоборота, и теперь участки активно застраиваются. У каждого инвестора свои планы в смысле этажности и элитности, и жилье тут будет практически на любой вкус и кошелек.

В том же Светлом, к примеру, предусмотрены локальные детские сады прямо в многоквартирных домах, магазины, аптеки, спортивно-оздоровительные и досуговые учреждения. В планах застройщиков, которые простираются до 2020 года, также несколько школ и много еще чего. Вообще, как сказал Сергей Чернышов, когда эта территория будет полностью застроена и заселена, население поселка Октябрьский Барлакского сельсовета в три раза превысит население райцентра Мошково, а по площади районный центр уже уступает Октябрьскому в его новых границах.

— Понятно, что жить там будут в основном новосибирцы и люди из пригорода, — говорит Чернышов, — а административно все это находится на территории Мошковского района. Создаст ли это какие-то управленческие проблемы в будущем, сказать трудно, но очевидно, что в нашем районе появляется новый «центр притяжения».

В администрации района также сказали, что застройка этой территории планировалась еще до того, как сдали Северный объезд, но близость такой трассы, несомненно, ускорила процесс освоения земель.

А вот придорожному бизнесу Северный обход особо не помог: на въезде в Новосибирск стоит новенький трехэтажный мотель, который уже продается, так и не успев поработать по назначению.

— Когда объезд находился в завершающей стадии строительства, заявок на возведение объектов придорожного сервиса — кафе, гостиниц, АЗС и СТО — было около пятидесяти, — объясняет первый заместитель начальника Федерального управления автодорог «Сибирь» Николай Рейнет. — Реально же сейчас строится пять-шесть из них. Есть ощущение, что многие старались просто «застолбить» за собой участок вблизи дороги, а потом сориентироваться по ситуации. Что-то из заявленного мы, конечно, увидим, но на самом деле на коротком, по меркам дальних перевозок, участке потребность в объектах сервиса не очень высокая.

Восточный принимает эстафету
Как предполагают Николай Рейнет и многие аналитики в сфере бизнеса и недвижимости, Восточный автодорожный обход в этом плане будет более выгодным: выше плотность населения, выше поток машин с юга, больше протяженность трассы.

Если будет стабильное финансирование, как в последние годы строительства Северного обхода, то вполне реально построить первый этап Восточного обхода до 2016 — 2017 года. В августе из федерального бюджета поступили первые 100 миллионов рублей на подготовку рабочей документации и выкуп земельных участков, есть готовый и утвержденный проект первого 14-километрового участка. Можно сказать, что реализация проекта Восточного обхода началась.

Северный же обход — весьма удачный старт подобной программы, ее локомотив. В прошлом году бывший министр транспорта России Игорь Левитин отметил:

— Естественно, уровень, на котором был выполнен Северный обход, повлиял на решение финансировать Восточный обход. К тому же мы смотрим на регионы, в которых есть строительная база. А у вас есть еще и сырье — щебень рядом, цемент. Мы смотрим и на стоимость работ. Уже договорились, что с выносом коммуникаций и выкупом земли будет помогать правительство области.

Поэтому экономический эффект от Северного обхода просто так не просчитать — он продолжительный и мультипликативный. Дорога будут привлекать бизнес, в том числе и крупных инвесторов федерального масштаба.

Правда, один эффект я все-таки для себя отметил. Когда Северный только строился, постоянно слышались голоса сомневающихся, мол, есть ли резон тратить огромные деньги на дорогу, которая непонятно зачем и кому нужна. За последний год я не слышал ни одного упрека в «адрес» Северного обхода. Хорошего порой долго ждешь, но очень быстро привыкаешь.

СПРАВКА
Северный обход Новосибирска — автомобильная дорога Омск — Новосибирск на участке от села Прокудское до поселка Сокур с мостовым переходом через реку Обь у поселка Красный Яр. Общая протяженность участка автодороги — 76,4 километра, в его составе 10 транспортных развязок, 14 путепроводов и 11 мостов, включая внеклассный мост через Обь протяженностью 923 метра. Общая стоимость строительства — 15,7 миллиарда рублей.

ФАКТ
При строительстве Северного обхода использовалось цементобетонное покрытие, преимущество которого перед традиционным асфальтобетоном в его долговечности и межремонтных сроках. В случае использования асфальтобетона они составляют пять-семь лет. Цементобетонное покрытие рассчитано на 25 безремонтных лет.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: