Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Из жизни героев и антиподов

2012-09-11
Татьяна Шипилова
Из жизни героев и антиподов
Новосибирск никогда не был обделен интеллектуальными, эстетическими и эмоциональными зрительскими радостями. Но фестиваль документального кино «Встречи в Сибири», которому в нынешнем сентябре исполнилось 15 лет, занимает особое место. Потому что хорошее документальное кино — даже сделанное с элементами фантастики или игры — оно правдиво, оно о человеке, оно о времени, в котором мы сегодня живем. Помню, сколько открытий и даже настоящих переживаний принес первый фестиваль (а уровень сразу был задан высокий, международный), проходивший тогда в крошечном зальчике «Новосибирсккиновидеопроката» на Каинской.

XV Международный фестиваль документального кино «Встречи в Сибири» рассказал новосибирцам много нового об окружающем их мире

Новосибирск никогда не был обделен интеллектуальными, эстетическими и эмоциональными зрительскими радостями. Но фестиваль документального кино «Встречи в Сибири», которому в нынешнем сентябре исполнилось 15 лет, занимает особое место.

Фантастические краски правды
Потому что хорошее документальное кино — даже сделанное с элементами фантастики или игры — оно правдиво, оно о человеке, оно о времени, в котором мы сегодня живем. Помню, сколько открытий и даже настоящих переживаний принес первый фестиваль (а уровень сразу был задан высокий, международный), проходивший тогда в крошечном зальчике «Новосибирсккиновидеопроката» на Каинской. Там был драматичный и очень красивый по изобразительному ряду (Адриатика!) фильм о ставшей на путь демократических реформ Албании; о безлюдной Зоне, в которую чернобыльская катастрофа на долгие годы превратила часть бесполезно цветущей яблоневыми садами прекрасной земли; о давних болях и обидах, пережитых нашими, казалось бы, верными друзьями из стран социалистического лагеря в годы тоталитаризма. Ну и конечно, там были новые картины новосибирцев — Виталия Соломина, Юрия Шиллера, Раисы Ерназаровой, Владимира Эйснера, здравствовавшей тогда Марии Халиной и других — сегодня, можно сказать, классиков, а тогда мастеров, чей авторитет и позволил в непростые 90-е привлечь в Сибирь и творческую молодежь, и мэтров документального жанра. И, конечно же, у фестиваля был мощный мотор в лице Эллы Давлетшиной, тоже именитого режиссера-документалиста, которая все это инициировала и на собственном энтузиазме организовала.

«Встречи в Сибири» меняли место дислокации, в меньшей степени формат показов, но неизменно высоким был уровень основной программы — здесь побывали со своими новыми фильмами Кустурица, Лозница, Федорченко и многие другие известные кинорежиссеры.

Нам нужна «Победа»
На этот раз фестиваль комфортно обосновался в кинотеатре «Победа», с руководством которого на протяжении трех последних лет связи крепли постепенно, но надежно — на основе общих критериев в оценке киноискусства. За пять дней было показано более двух десятков фильмов, в том числе признанных лучшими на престижных европейских киносмотрах. Они условно разделялись на несколько блоков. Это фильм открытия фестиваля российского режиссера Виктора Косаковского и немецкого продюсера Хайно Деккерта — «Да здравствуют антиподы!» (открывавший в прошлом году Венецианский кинофестиваль и получивший мировое признание профессионалов). Вторая составляющая — фильмы международного фестиваля научного кино «360 градусов», еще одна — ленты немецких документалистов, их показ посвящен году Германии в России. На фестивале также демонстрировались лучшие российские фильмы последних лет и традиционно — фильм режиссера-новосибирца. Обычно это целая программа, на этот раз зрителям была представлена картина Павла Головкина «Наследник». Как комментировала накануне Элла Давлетшина: «Программа не очень большая, но построенная по принципу «лучше меньше, да лучше».

Это подтвердил уже первый фильм Косаковского, который, по мнению зрителей, «бессмысленно было бы смотреть в каком-нибудь «Ютубе», настолько он изыскан по замыслу и изобразительным средствам».

О замысле в одном из интервью рассказал сам автор: «Я находился в Аргентине, ездил по стране. И где-то в самой глубинке, как говорится, на краю света, я увидел человека, который удил рыбу. Вокруг не было ни живой души, стояла полная тишина. Это было, наверное, самое тихое место на земле. И я подумал: а что если продлить леску через всю земную твердь, интересно, где она выйдет на поверхность? Оказалось, она вышла в Шанхае, наверное, самом шумном месте на земле. Мысль эта меня зацепила, я занялся изучением пар антиподов. Выяснилось, что их очень немного, потому что большую часть Земли занимают океаны…» Пересказать же впечатление от фильма — почти невозможно. Что, по словам самих документалистов, признак настоящего визуального произведения искусства.

А искусство, разумеется, дается непросто, это великий труд.

— Мне было очень важно сделать визуально потрясающий фильм, чтобы доказать, что документальное кино можно и нужно смотреть именно на большом экране, а не по телевизору, как все привыкли это делать сегодня, — пояснил режиссер. Он болеет за судьбу современной документалистики, потому что именно ее острый глаз и правдивый язык способен сказать людям Земли всю правду о их взаимозависимости друг от друга.

Своеобразных антиподов представили зрителям и на третий день фестиваля, на сеансе, где были показаны фильмы новосибирца Павла Головкина об академике Семёне Кутателадзе и датчанина Каспара Аструпа Шредера о японском шоумене от науки («изобретателе» караоке и прочих штучек) докторе Накамацу.

Фильмы очень разные, интересный каждый по-своему, но особенно в связке непременно приводящие зрителя к серьезным размышлениям: что есть наука, честь ученого, а также наш «цивилизационный долг» перед будущими поколениями.

Именно этот момент размышления, что нынче в стенах кинотеатров зарождается нечасто, неотъемлемая и, пожалуй, самая важная составляющая фестиваля «Встречи в Сибири». Начиная с первого, и по нынешний — пятнадцатый.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Олег ТОФАНЮК, исполнительный директор кинотеатра «Победа»:
— Хорошее документальное кино — это кино высокохудожественное. Его смотреть намного интереснее, нежели так называемые сегодняшние блокбастеры. И в этом году на «Встречах в Сибири» была потрясающая программа, со многими внутри жемчужинами.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
23.11.2020
Вакцинацию препаратом от коронавирусной инфекции «ЭпиВакКорона» прошли первые пять добровольцев в возрасте 60 лет и старше, сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора.
Добровольцы начали доставлять льготные лекарства пациентам из группы риска в Новосибирске - пожилым людям и тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в поликлинику.
Фуд-корты, детские площадки и кинотеатры в торговых центрах попали под ограничительные меры с 16 ноября. Общепиту две недели можно работать лишь навынос. Новосибирцы стараются обхитрить систему и едят гамбургеры по углам, отворачиваясь от охранников. На самом большом фуд-корте в «Меге» посетители продолжают обедать за столиками некоторых ресторанов.
Наряду с обеспечением населения медикаментами в центре внимания и продовольственная безопасность. В правительстве региона обсудили, как помочь оптовым и розничным продуктовым рынкам в Новосибирске - они оказались в трудной ситуации из-за пандемии.
На дистанционное обучение с понедельника, 16 ноября, перешли 40% школьников региона или 140 тысяч учащихся. У многих из них возникают проблемы организационного и технического плана, а кто-то за три дня дистанционки успел получить двойку - за неподключение. Министр образования региона заявил, что так оценивать успеваемость сейчас недопустимо.
Пимокатный двор появился в Новосибирске. Открыл его умелец, который больше десятка лет делает обувь из шерсти, без каких-либо механизмов. Корреспонденты ОТС узнали, сколько времени мастер тратит на одну пару и почему носит повязку на голове.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^