Новосибирск -0.2 °C

Мы нуждаемся друг в друге

13.09.2012 00:00:00
Мы нуждаемся друг в друге
Школа, где вместе учатся ребята с ограниченными возможностями и здоровые дети, помогает всем быстрее адаптироваться в обществе Тихий ясный день. Но во дворе гимназии № 1 шумно: за лето накопилось много впечатлений, ребятне на первых переменах учебного года есть что обсудить. Дальше школьный стадион, где мальчишки бодро пробегают круг за кругом, пока девчонки бросают волейбольный мяч. А еще дальше, за аллейкой, совсем другая школа. Во дворе только два человека: на первый взгляд они праздно беседуют, но на самом деле идет настоящий урок биологии, который пятиклассник ни за что не прогуляет.

Школа, где вместе учатся ребята с ограниченными возможностями и здоровые дети, помогает всем быстрее адаптироваться в обществе
Тихий ясный день. Но во дворе гимназии № 1 шумно: за лето накопилось много впечатлений, ребятне на первых переменах учебного года есть что обсудить. Дальше школьный стадион, где мальчишки бодро пробегают круг за кругом, пока девчонки бросают волейбольный мяч.

А еще дальше, за аллейкой, совсем другая школа. Во дворе только два человека: на первый взгляд они праздно беседуют, но на самом деле идет настоящий урок биологии, который пятиклассник ни за что не прогуляет. Ведь для некоторых детей учиться в настоящей школе раньше было недостижимой мечтой. А теперь она может сбыться.

Тишина, которой меня встретила соседняя необычная школа, вполне естественна: идет урок. На пути к кабинету директора прохожу через маленькую комнату, стараясь не помешать: у второклашки индивидуальное занятие по русскому языку. Учитель терпеливо громко и внятно, почти по слогам проговаривает предложение. Малыш на меня не отвлекается, сосредоточенно выискивая текст в учебнике...

— Конечно, хорошо бы побольше помещений, — директор школы Тамара Воронецкая указывает на плотно прижавшиеся друг к другу статуэтки и рамки, — тогда бы и награды наши на видном месте разместили!

Не могут в школе разместить и всех желающих учиться, но дело тут вовсе не в нехватке места. В школе «Перспектива» учатся ребята с особыми потребностями как в силу особенностей психического развития, так и ограниченных возможностей здоровья. Поэтому учеников не может быть много. Кроме того, для успешного процесса обучения нужно соблюсти баланс: будет тяжело вести уроки в классе, где пять детей с аутизмом, а один — гиперактивный.

Беседу прерывает громкий детский плач.

— Это бывает, и нередко, — впоголоса комментирует директор. — Тяжело, но мы справляемся. Пойдемте посмотрим, что случилось.

В это время раздается звонок — перемена! Правда, не все ученики бегут на следующий урок: из-за тяжелых диагнозов нужно делать большие усилия, чтобы перейти в другой кабинет. Это единственное, что бросается в глаза, слышу же я звонкий смех и оживленные разговоры.

Тамара Викторовна знает каждого ученика: у одного спрашивает про не сданные с лета книги, у другого — про новые предметы. В седьмом классе новенький. У мальчика — ДЦП. Подросток сообщает директору, что с ребятами уже познакомился и они ему показали, что и где находится в школе. И отправляется к одноклассникам, один из которых хвастается губной гармошкой.

Наконец подходим туда, откуда недавно доносился плач. Ребята уже готовятся к следующему уроку. Слегка насупленный пятиклассник тоже достает учебники, кивая на вопросы психолога — все в порядке.

— Это наш отличник, очень эмоционально все переживает. В обычной школе ребята стали посмеиваться, поэтому перешел к нам, — объясняет Тамара Викторовна.

Тамара Викторовна замечает:

— Здорово, когда у нас получается наоборот — переводить своих ребят в обычные школы. Это не такая уж редкость при своевременной и последовательной работе психолога и родителей. Но наша школа хороша тем, что наши особенные ребята чувствуют себя в этих стенах как все. Иногда это для человека очень важно.


Особенности инклюзива
Школа «Перспектива», в которую мы заглянули, — это одна из 35 экспериментальных площадок инклюзивного образования в области. Инклюзия пришла к нам из Европы и буквально означает «включение»: речь идет о том, чтобы все дети, в том числе и с ограниченными возможностями, были «включены» в систему общего образования на равных правах, то есть могли обучаться вместе со здоровыми детьми.

Какой должна быть инклюзивная школа? Ей нужны оборудованные залы для занятий трудом и лечебной физкультурой, правильно организованное питание, медицинский кабинет, архитектурная доступность здания для инвалидов-колясочников. Обязательно в школе должен быть психолог. И очень большая нагрузка ложится на учителя: он должен работать, ориентируясь на индивидуальные особенности своих учеников. Объяснение: «Прочитайте параграф, спросите, что не поняли» — не подойдет. Поэтому особую роль играют интерактивные методики.

Право родителей — выбирать, в какой форме их ребенок будет получать образование. Правда, не всем понятно, зачем ребенку с особыми потребностями инклюзивная школа, где учителя заведомо будут уделять ему меньше внимания, а одноклассники, как раз наоборот, оказывать повышенное внимание, причем, очень вероятно, негативное? К чести сторонников инклюзивного образования, они не делают вид, что таких проблем нет. Но прислушиваются к родителям, которые не хотят разлучаться со своим ребенком, отдавая его в спецшколу. Особенно остро эта проблема стоит в удаленных селах.

В селе очень тесные общественные контакты и налаживаются они с детства. Человек, который и так не похож на других, оказывается чужаком еще и в силу затворнического образа жизни и воспитания, ограничиваясь в общении со сверстниками или вовсе его лишаясь. Поэтому родители готовы активно сотрудничать со школой — все ради того, чтобы их ребенок получил возможность быть наравне со всеми. В инклюзивной школе каждый день — маленькая общая победа. Недаром благодарные родители пишут в своих отзывах «мы», как например, мама девочки с диагнозом «задержка умственного развития», которая учится в сельской инклюзивной школе: «Мы научились читать, писать и считать, и для нас это уже много. Первый год занимались в школе индивидуально, а второй закончили как все дети. Самые сложные предметы ей до сих пор преподают отдельно, но все остальные уроки и многочисленные мероприятия дочка посещает вместе с классом. Появились друзья, и она стала более самостоятельная, ответственная».

Все люди нужны друг другу — главное положение инклюзивного образования. Значит польза от таких классов для здоровых ребят ничуть не меньше. Например, в классе, где учится слабовидящая девочка, стандартное задание написать сочинение по мотивам картины всегда начинается с ее описания, а это полезная тренировка ораторских навыков одноклассников. Но главное, что разные дети учится жить вместе, понимать друг друга: особенно трогательно, что выбирая подарки к 8 Марта, ребята искали не просто симпатичную мягкую игрушку, но специально для этой девочки еще и приятную на ощупь.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна ЧЕПЕЛЬ, директор Областного центра диагностики и консультирования:
— Мы понимаем, что инклюзивному образованию нужно пройти через многие сложности, но сейчас для нас главное — показать, что это реально. Мы рассматриваем это как важный социокультурный проект, который в перспективе получит общество, где все люди равны по достоинству. Самое важное для нас сейчас — чтобы проект об инклюзивном образовании был предусмотрен нормативными актами на всех уровнях: от федерального до устава конкретной школы.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: