Новосибирск -0.6 °C

Метаморфозы земли чалдонов

22.09.2012 00:00:00
Метаморфозы  земли чалдонов
История населенных пунктов Татарского района Новосибирской области своими корнями уходит в далекое прошлое. Первые русские поселения в этой местности основаны около трехсот лет назад ссыльными и беглыми крестьянами из европейской части России. Первопроходцев, основателей первых деревень Казаткуль, Чинявино, Казачий Мыс, последующие переселенцы называли старожилами, или чалдонами. Поселок, который впоследствии стал райцентром, в настоящее время — город Татарск, возник на берегу заболоченного озера. Здесь проживало много татар, возможно, поэтому поселок получил название Татарка.

В истории Татарского района Новосибирской области множество интересных событий и людских судеб

История населенных пунктов Татарского района Новосибирской области своими корнями уходит в далекое прошлое. Первые русские поселения в этой местности основаны около трехсот лет назад ссыльными и беглыми крестьянами из европейской части России. Первопроходцев, основателей первых деревень Казаткуль, Чинявино, Казачий Мыс, последующие переселенцы называли старожилами, или чалдонами.

Поселок, который впоследствии стал райцентром, в настоящее время — город Татарск, возник на берегу заболоченного озера. Здесь проживало много татар, возможно, поэтому поселок получил название Татарка. В 1894 году через территорию Казаткульской волости прошла Сибирская железнодорожная магистраль, и в двух верстах от этого поселка была построена железнодорожная станция Татарская.

О чём тревожились купцы?
Пристанционный поселок, в дальнейшем переименованный в Татарск, быстро развивался за счет постоянного притока переселенцев. Вскоре он превратился в некий перевалочный пункт, в котором проживали от 300 до 800 ожидающих отправки к новому месту жительства переселенцев.

В период Столыпинских реформ приток новых людей на эту землю усилился, и к 1911 году Татарск превратился в солидный торговый пункт с численностью постоянного населения 4 500 человек. В связи с ростом поселения острее становились проблемы водоснабжения, медицинского обслуживания и отсутствия полиции. Чтобы решить все эти вопросы и развить к тому же свою торговую деятельность, местные купцы обратились с ходатайством о преобразовании поселка в город, на что 27 января 1911 года последовало высочайшее повеление «…о преобразовании поселка в безуездный город Татарск Томской губернии с упрощенным городским управлением».

В связи с приданием городу нового статуса появились в Татарске и новые должностные лица: городской староста, помощник городского старосты, заведующий полицейской частью, заведующий переселенческим подрайоном, инструктор маслоделия, лесничий, акцизный чиновник, инструктор городских училищ, начальник почтово-телеграфной конторы, два мировых судьи и даже агент страховых обществ.

В 1912 — 1914 годах была сооружена Кулундинская магистраль, которая дала новый толчок дальнейшему развитию города, превратив его в железнодорожный узел. Таким образом, перед началом Первой мировой войны в городе насчитывалось около 100 купеческих лавок и магазинов, действовали более 15 контор по закупке сливочного масла, которые ежегодно отправляли за границу и в центральные районы России до 300 тысяч пудов масла.

Сгоревший вокзал и 1 000 кусков мыла
С началом Гражданской войны власть в городе Татарске захватили белогвардейцы, но после двух лет противостояния они сдали свои позиции, оставив большевикам в наследство полную разруху. На станции Татарской стоял разбитый подвижной железнодорожный состав, не было топлива для паровозов, снегом была занесена линия железной дороги, бездействовала телеграфная и телефонная связь. При отступлении колчаковцы сожгли здание вокзала и взорвали водокачку. Но жители города не опустили рук и взялись восстанавливать хозяйство. В те годы началось строительство инфекционной больницы, общественной бани, был открыт кирпичный завод. 19 кустарных кожевенных мастерских до 1 июля 1920 года выработали 1 795 кож и это, заметьте, при нехватке сырья и квалифицированных кадров.

Шли годы. Образ жизни жителей Татарска и других населенных пунктов района постепенно становился все более разнообразным. Люди были заняты не только работой, но и успевали подумать о досуге. Так, в 1939 году в районе было 26 изб-читален, 72 учреждения клубного типа, 13 библиотек, детский сад, городская больница на 85 коек и шесть фельдшерских пунктов в сельской местности. С годами появлялось все больше колхозов и совхозов: в сороковые годы их в Татарском районе было уже более ста.

Годы, которых не забыть
В военные годы Татарский район был одним из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной продукции области, и героизм простых тружеников был не единожды отмечен наградами. Так, по развитию животноводства в 1942 году район занял первое место в области и ему была вручена премия в 150 тыс. руб. Трудиться приходилось, что называется, на износ, при этом никто не отказывался и от общественной нагрузки. В 1941 — 1943 годах район принял более трех тысяч семей эвакуированных, а это ни много ни мало почти десять тысяч человек. Всем были предоставлены квартиры, топливо, оказана денежная помощь.

Удивительно, но за годы войны труженики района не только не снизили производство валовой продукции, но и постоянно увеличивали этот показатель. Каких усилий стоили эти победы, остается только догадываться, скажем лишь, что тогда были открыты швейная мастерская и промкомбинат по выработке кожевенных изделий и валяной обуви. Была запущена первая очередь водопровода и смонтирована первая водоразборная будка для населения. Пустили в эксплуатацию и городскую электростанцию. Многое еще предстояло сделать.

Покоривший небо
На земле Татарского района Новосибирской области родилось немало людей, которые добились в жизни больших высот и стали очень знамениты.

Один из таких самородков — Георгий Байдуков, советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Начало его жизненного пути было прозаичным. Георгий появился на свет в 1907 году на разъезде Тарышта в семье железнодорожника, но рано остался сиротой, бродяжничал, а затем воспитывался в интернате. Много профессий пришлось перепробовать парню, прежде чем встать на ноги. Работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге, служил добровольцем в рядах Красной армии, а потом наконец взялся за дело всей своей жизни: получив образование, целиком и полностью посвятил себя авиации. Не будем описывать многочисленные ступени роста простого сибирского парня, этой теме стоило бы посвятить отдельную статью, скажем лишь, что 20 — 22 июля 1936 года на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота Георгий Филиппович совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд. За 56 часов 20 минут были преодолены 9 374 километра. За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелета, пилоту было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. На следующий год был предпринят еще один беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер. Протяженность этого пути также была немалой и равнялась 8,5 тысячам километров.

ФАКТЫ
17 сентября 1930 года вышел первый номер крестьянской газеты Татарского райкома ВКП(б) «За коллективизацию» тиражом в три тысячи экземпляров, переименованной впоследствии в «Ударник-животновод», так как основной отраслью в районе стало животноводство.

В августе 1939 года на Парижской гастрономической выставке высшей награды было удостоено сибирское экспортное масло «Татарское», изготовленное на Казачемысском заводе.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: