Новосибирск 2.1 °C

Что у школ по расписанию

17.10.2012 00:00:00
Что у школ по расписанию
Общеобразовательные учреждения участвуют в специальных региональных программах Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области организует особые проекты для повышения качества образования. Такая форма удобна тем, что дополнительное финансирование школам направляется на вполне конкретные результаты.

Общеобразовательные учреждения участвуют в специальных региональных программах

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области организует особые проекты для повышения качества образования. Такая форма удобна тем, что дополнительное финансирование школам направляется на вполне конкретные результаты.

Учиться по специализации
Уже сейчас можно говорить об успехе проекта специализированных классов. Его начинали 19 учебных заведений, которые набрали 562 ученика в 23 класса. Теперь в 110 специализированных классах учатся 2 730 учеников, на пятый год реализации в проекте участвует 41 школа.
Нынешним летом первый выпуск существенно повысил средние баллы для зачисления в местных вузах, причем на «своих» — естественно-научных специальностях. Это важно, ведь создание особых классов было во многом вызвано слабой профориентацией выпускников школ. А в 2012 году только 12 процентов выпускников спецклассов выбрали непрофильные специальности. Кроме того, ребята с особыми способностями получают адекватную среду для развития. Стоит отметить, что в этом учебном году появились и специализированные спортивные классы.

Учиться вместе со всеми
Потребности ребят с ограниченными возможностями здоровья и развития учитывает региональная программа инклюзивного образования. Этот проект сложен. Во-первых, ему до сих пор приходится завоевывать доверие части экспертов и доказывать свою целесообразность: многие считают, что в области достаточно коррекционных образовательных учреждений, а совместное обучение детей с разными потребностями слишком проблематично. Во-вторых, привычная статистика для оценки его успешности в полной мере не подходит.

Инклюзивное образование — это в первую очередь социально значимый проект. Министр образования области Владимир Никонов особо подчеркнул, что его запуску способствовала так называемая стихийная инклюзия: многие родители отдавали своих детей в обычные школы, так как не хотели отправлять их в специальные коррекционные учебные заведения интернатного типа. В министерстве решили взять процесс под контроль, чтобы обеспечить детям не только близость с семьей, но и качественное усвоение программы. Сейчас 706 детей с особыми образовательными потребностями (451 из них — в селах) обучаются по инклюзивным программам.

Главным достижением можно считать создание в таких классах квалифицированной психологической, педагогической и медицинской поддержки. Областной центр диагностики и консультирования, который получил и федеральный грант, имеет шесть филиалов на территории региона. Они обеспечивают грамотную экспертизу развития ребенка и консультации педагогам и родителям.

Учиться у лучших
В областном министерстве поддерживают также своего рода вспомогательные проекты. К таковым можно отнести проект «Дистанционная школа». Он связан с новыми методиками преподавания и созданием единого информационного пространства для всех школ области. С другой стороны, проект в большей степени выступает как средство для создания равных образовательных возможностей. Он обеспечивает надомное обучение, уроки проводят преподаватели, обладающие уникальными методиками. Здесь главные сложности — технические: не везде есть достаточно мощный и устойчивый интернет-канал.

Проект «Управление качеством образования» не должен испытывать никаких сложностей при тиражировании. Изначально в него вошли 52 наиболее продвинутых образовательных учреждения, в каждом из них были площадки для стажировки. Сетевой принцип способствует масштабированию проекта и дает полное представление о качестве образовательных услуг.

Учиться комплексно
Образовательные проекты дают желаемые результаты, однако не всегда идут гладко: анализируя проект «Школа как центр физической культуры и здорового образа жизни», в министерстве образования пришли к выводу, что он нуждается в перезапуске, причем структура управления должна быть областная.

Дело в том, что на местах его поняли как довольно простую схему: школа получает необходимый инвентарь, учителя физкультуры проводят больше соревнований, привлекая к ним больше учеников. Но это, пожалуй, привело только к созданию специализированных спортивных классов, которые теперь работают в десяти школах. А по замыслу проекта дети должны получать необходимые знания и навыки для сохранения и укрепления здоровья. Спорт в таком случае лишь один из элементов. Так что включаться в проект должны не только учителя физкультуры, но и все остальные преподаватели.

Делиться знаниями и опытом
Совершенствуя и распространяя действующие проекты, в министерстве разрабатывают и новые с учетом новых образовательных стандартов и предложений педагогов. Активность учителей необходима, чтобы проекты были хорошо продуманными на ранних стадиях и жизнеспособными в дальнейшем. Кроме того, они должны быть актуальны и протекать в одном русле с развитием школьного образования.

Например, сейчас встал вопрос об уроках технологии и труда. Материальная база в школах для них слишком сильно устарела, чтобы соответствовать новым стандартам образования. Для ее воссоздания нужны немалые средства, поэтому в настоящий момент рассматривают варианты: либо оснащать отдельные школы, а потом распространять их опыт, либо сразу создавать межшкольные ресурсные центры. Учреждения начального и среднего профессионального образования, в которых сейчас активно ведется процесс модернизации, заинтересованы во взаимодействии со школами. Задача комплексной программы — учесть все эти возможности.

«Школа полного дня» — условное название проекта, необходимость которого также ощущается. В школах, где организован подвоз детей, ученики младших классов часто вынуждены ждать старших из-за разницы в расписании уроков. Это время, по мнению министра образования, стоит правильно организовать в рамках специальной программы, чтобы дети получали пользу, а учителя — материальное вознаграждение за дополнительный труд.

В министерстве намерены провести полный мониторинг образовательных учреждений области, чтобы определить оптимальные затраты на достижение достойных результатов. Позитивный опыт должен распространяться.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: