Новосибирск
18.10.2012 00:00:00
Ася Шумилова
Золотой овёс  для железной лошадки
Рост цен на топливо напряг автовладельцев, но не повлиял на работу экстренных служб и муниципального пассажирского транспорта За месяц бензин на заправках Новосибирской области подорожал на 1 рубль. В начале октября — в среднем на 50 копеек. Аналогичное повышение цен произошло в конце сентября. Сумма в один целковый, в общем, небольшая. Но общественность, передвигающаяся по городу в индивидуальных авто, разволновалась не на шутку: если каждый месяц прибавлять по рублю, сколько же будет за год?..

Рост цен на топливо напряг автовладельцев, но не повлиял на работу экстренных служб и муниципального пассажирского транспорта

За месяц бензин на заправках Новосибирской области подорожал на 1 рубль. В начале октября — в среднем на 50 копеек. Аналогичное повышение цен произошло в конце сентября. Сумма в один целковый, в общем, небольшая. Но общественность, передвигающаяся по городу в индивидуальных авто, разволновалась не на шутку: если каждый месяц прибавлять по рублю, сколько же будет за год?..

А утешиться пока нечем. Эксперты розничного рынка топлива уверены, что это не последний ценовой скачок в этом году. На заправках компании «Газпромнефть-Новосибирск», которая является основным оптовым поставщиком топлива в регион, литр самого популярного у железных коней бензина АИ-92 теперь стоит 27 рублей, АИ-95 — 29 рублей, АИ-98 — 30,5 рубля. На многих других АЗС топливо еще дороже, ведь предприятия не могут похвастать большими объемами, поэтому вынуждены увеличивать суммы в ценниках.

Мы — в середнячках
Вопрос необходимости контроля над рынком ГСМ озвучивался и на заседаниях Законодательного собрания Новосибирской области. Но большая часть депутатов осознает, что ситуация с ростом цен на топливо связана с общим положением дел в топливном секторе страны. В частности, как утверждают эксперты ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь — ГСМ», с повышением оптовых цен на бензин. За последние две недели оптовая цена бензина выросла на 600 рублей за тонну. Ценовой рост в основном объясняется подорожанием нефтепродуктов на мировом рынке, повышением акцизов на продажу топлива внутри страны и отсутствием конкурентного противостояния на «бензиновом поле». Но подобные вопросы — в компетенции федеральных структур.

— С одной стороны, государство увеличивает налоговую нагрузку — ставка акцизов поднималась уже дважды. С другой стороны — требует снизить розничные цены. Но так не бывает, — говорит Юлия Золотовская, руководитель ассоциации независимых нефтетрейдеров. — Если госорганы не обратят внимание на формирование оптовых цен и не будут сдерживать их рост, то мы не увидим никаких изменений и в розничном секторе.

Растет в цене не только бензин. По данным Новосибирскстата, розничная стоимость дизельного топлива в сентябре поднялась на 1,9 процента и составила 27,74 рубля за литр. Среди регионов Сибирского федерального округа цены на бензин и дизельное топливо в Новосибирской области находятся на среднем уровне. Лидером по ценовому уровню является Забайкальский край, где литр дизтоплива стоит 30,99 рубля, самые низкие цены на дизельное топливо зафиксированы в Томской области, на автомобильный бензин марок АИ-80, АИ-92 — в Кемеровской области, марки АИ-95 — в Алтайском крае.

Цена не привязана к качеству
Впрочем, общественность волнуют не только цены, но и ряд других не менее серьезных моментов. К примеру, большое количество контрафактной продукции, присутствующее на топливном рынке сегодня. Ориентироваться на соотношение «цена — качество», как считают эксперты, не стоит. Привлекая внимание призрачной экономией в 20 копеек за литр, демпингующие компании могут залить в бензобаки топливо, не соответствующее стандартам качества. И это нужно иметь в виду, рассматривая ценники АЗС.

Но так же верно, что вашего железного коня могут напоить дрянным бензином за вполне порядочную сумму. По словам вице-президента Федерации автовладельцев России Алексея Сухорукова, если пройти с рейдом по частным заправкам, к примеру, в сельской местности, то там можно выловить множество несоответствий каким бы то ни было нормам.

— Два года назад на областном рынке работала масса частных заправок, и у многих из них качество бензина было очень низким, — говорит Сухоруков. — У нашей федерации даже был проект: отмечать те АЗС, на которых не стоит заправляться. Сейчас частников практически полностью вытеснили крупные сети, которые отвечают за качество топлива. Поэтому не думаю, что в ближайшие годы частных АЗС в нашей области станет больше. Те частные заправки, которые еще остались, у меня вызывают подозрения. Я стараюсь заправляться только на АЗС крупных федеральных сетей. В поездках по области стараюсь заправить бак полностью, чтобы бензина хватило до крупного населенного пункта либо до заправки крупной сети, которой доверяю.

У кого выбора нет
Большинство автовладельцев готовятся к очередному подорожанию бензина. И вот в чем парадокс: несмотря на общее недовольство ценовыми скачками, никто из автолюбителей не собирается пересаживаться с личного автомобиля на общественный транспорт. И они по-своему правы: ожидание автобуса вечером может затянуться до 40 минут и более, тогда как в дневное время тот же маршрутный номер «бегает» через каждые 8 — 10 минут. Малопривлекательная ситуация на фоне наступающих холодов. Да и пробку комфортнее переждать в теплом салоне авто, чем стоя в простылом автобусе. Безлошадным гражданам приходится с этим мириться. Или, к примеру, пользоваться услугами интернет-навигатора на сайте ЦУГАЭТ Новосибирска, чтобы выходить на остановку аккурат к подходу автобуса.

Цена на дизельное топливо тоже растет, и некоторые частные перевозчики уже повысили тарифы на 2 рубля — в целом это именно та сумма, которая могла бы устроить игроков рынка муниципальных пассажирских перевозок. Повышение тарифа на городском общественном транспорте (а он не менялся уже несколько лет) уже обсуждалось, и окончательно определиться по сумме получится только к следующему году — менять тариф, обосновав повышение, перевозчики могут лишь раз в год. И, разумеется, в новый постараются заложить в том числе и рост стоимости топлива.
Пока же, как заявил председатель Транспортного союза Сибири, депутат Заксобрания Новосибирской области Валерий Ильенко, на деятельность автопарков рост цен не повлиял. Хотя в своей работе транспортники не получают послаблений, напротив — ужесточен контроль за выполнением их обязательств. Другое дело, что обслуживать маршруты и выполнять график придется меньшим, зато исправным парком автобусов.

Удорожание бензина не сказалось и на стабильности обеспечения топливом оперативных служб.

— Скорая помощь, полиция, пожарная служба работают в обычном режиме, и никакой скачок цен не может повлиять на их деятельность, — подчеркнул Валерий Павлович. — Бюджет Новосибирской области в состоянии закрыть любые непредвиденные ситуации. В том числе повышение цен на топливо. Но в любом случае факт удорожания будет учтен при формировании бюджета будущего года.

ТОПЛИВНАЯ ПОДУШКА ДЛЯ АПК
Сельхозтоваропроизводителям области не приходится жаловаться на рост цен в топливном секторе. По льготной цене агропромышленному комплексу нашего региона в 2012 году выделено 78 030 тонн светлых нефтепродуктов. Поставка шла, если так можно сказать, двумя траншами — по полугодиям. В первом полугодии для весенне-летних полевых работ сельчане получили 34 170 тонн дизельного топлива и 5 460 тонн автомобильного бензина АИ-80, во втором полугодии (данные с июля по октябрь) для заготовки кормов и уборки урожая — 35 250 тонн дизтоплива и 3 150 тонн автобензина.

В первом полугодии разница оптово-розничной и льготной цен каждой тонны дизельного топлива составила 10 250 рублей, за счет чего сэкономлено 350,2 миллиона рублей. Экономия на льготном бензине составила 56 миллионов рублей. Во втором полугодии сэкономлено соответственно 266,1 миллиона рублей и 18 миллионов рублей.

ФАКТ
В 2013 году новосибирская добывающая компания намерена выйти на показатель 380 тыс. тонн топлива в год, а к концу 2013 года приступить к производству бензина марок АИ-92 и АИ-95.

Цифра
На территории Северного района открыто семь месторождений нефти, крупнейшим из которых является Верх-Тарское — по оценкам экспертов,
его запасы составляют порядка 16,7 миллиона тонн

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей