Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

В московских территориальных водах обнаружена новосибирская субмарина

01.11.2012 00:00:00
Юрий Белоусов
В московских территориальных водах обнаружена новосибирская субмарина
В компании со «Скатом» и «Орлёнком» Отгадайте: где найти самую новосибирскую достопримечательность в столице? Ответ: у одного из причалов Химкинского водохранилища. Здесь базируется субмарина Б-396 — «Новосибирский комсомолец», выведенная из состава Северного флота. Лодку не постигла грустная участь ее сестер (или собратьев — кому как нравится), корабль не разрезали на металл. Субмарину переоборудовали, затем отбуксировали по рекам и каналам в Москву, поставили на вечное хранение.

В компании со «Скатом» и «Орлёнком»

Отгадайте: где найти самую новосибирскую достопримечательность в столице? Ответ: у одного из причалов Химкинского водохранилища. Здесь базируется субмарина Б-396 — «Новосибирский комсомолец», выведенная из состава Северного флота.

Лодку не постигла грустная участь ее сестер (или собратьев — кому как нравится), корабль не разрезали на металл. Субмарину переоборудовали, затем отбуксировали по рекам и каналам в Москву, поставили на вечное хранение.

И компания у нее подобралась неплохая: экспериментальный боевой транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок» и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат». Словом, Москва потихоньку обзаводится собственным музеем ВМФ (официальное название — музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России).

Но обо всем по порядку. Доезжаю до станции метро «Сходненская», пару остановок на троллейбусе — и вот уже по аллее шагаю к подозрительно пустынному причалу.

Меня встречает лохматый пес. Мы напряженно смотрим друг на друга. Я жду, когда молчаливый страж причала зальется лаем, вызвав таким образом интеллектуальное подкрепление. А он ждет от меня… Оставалось только гадать, что именно. Может, лакомства, а может, решительных действий, чтобы иметь моральное право вцепиться мне в ногу.

Ситуацию разрядил охранник. Дальше проблем не намечалось. Хозяева культурно объяснили план моей экскурсии. Сначала я купил билет за 250 рублей, плюс 100 рублей за съемку. Потом мне предложили прогуляться по причалу, пока не подойдут школьники-экскурсанты, и тогда я смогу побывать внутри субмарины (никто для меня отдельно экскурсию проводить не стал бы). Мне повезло: ждал я не больше 15 минут. Но тем, кто пожелает сходить на объект в одиночку, лучше перестраховаться и созвониться с администрацией музея.

Итак, отправляемся на экскурсию. Надо сразу сказать: благодаря внутренней реконструкции передвигаться по лодке просто, это могут делать даже инвалиды-колясочники. А посмотреть было на что.

Любопытно, что школьников-экскурсантов больше интересовало не вооружение субмарины, а бытовые условия жизни экипажа. Скажем так — довольно спартанские. Если у командира корабля была какая-никакая отдельная каюта, а офицеры жили в помещениях по двое, то команда размещалась среди боевого оружия и другого оборудования. Стол в кают-компании сервирован как положено, но в случае необходимости превращается в операционный.

Убедительно выглядят фигуры (манекены) моряков в натуральную величину: радиста, кока, акустика… На камбузе — образцы провизии: той, что входила в рацион подводника. Питание было сбалансированным (целые институты над этим работали): кроме необходимых калорий, в меню были и фрукты, и вино…

Впечатляет рассказ экскурсовода, судя по всему, моряка в отставке, о том как тяжело подводникам было нести вахты в машинном отделении, когда лодка находилась в тропических водах. Люди падали в обморок из-за невероятной жары. Знающие уверяют, что бытовые условия на атомных лодках лучше: есть даже небольшой бассейн.

А под занавес — небольшой аттракцион для школьников: переход из отсека в отсек через люк. Занятие непростое, нужно знать, как это делать.
В общем, экскурсия прошла на достойном уровне. Одно непонятно: экскурсовод ни слова не сказал о том, почему эта субмарина получила имя «Новосибирский комсомолец». А назвали ее в честь лодки, над которой Новосибирск шефствовал еще в годы Великой Отечественной войны. Это уже другая история, но тем не менее интересная.

СПРАВКА
Большая дизельная подводная лодка Б-396 была построена по проекту ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург) на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Лодка носит имя «Новосибирский комсомолец», она служила на Северном флоте с 1980 по 2000 год. В течение всего срока службы общественные организации Новосибирска поддерживали шефские отношения с экипажем корабля. В 2003 году лодка переоборудована в музей в Северодвинске на «Севмаше».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
  1. Ради чего вы готовы поставить прививку от коронавируса и получить QR код
  2. Ваш пол?


Новости
29.09.2021
Ежемесячная денежная выплата и единовременная денежная выплата положена некоторым категориям пенсионеров в октябре-2021. В Министерстве труда и социального развития Новосибирской области рассказали о мерах поддержки граждан пенсионного возраста.

30.09.2021 ДОМфото
Новосибирские дачники завершают сезон в срочном порядке. Последние фрукты и овощи на минувших выходных убирали из-под снега. В октябре погода, возможно, даст последний шанс подготовить участок к зиме и сделать все необходимое для будущих урожаев. VN.ru расспросил экспертов, как успешно завершить сезон и не беспокоиться до весны.


29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.