Новосибирск -0.3 °C

Научить учителя учиться

06.12.2012 00:00:00
Научить учителя учиться
Старейшая в Новосибирске средняя общеобразовательная школа № 12, обычный класс со скромным интерьером, где нет ничего лишнего — парты, учительский стол, зеленая доска, цветы на окнах, стеллаж с учебными пособиями. За партами — представители педагогического сообщества региона, за учительским столом — губернатор Василий Юрченко. В столь необычном формате прошел очередной «Разговор с губернатором» на телеканале ОТС.

Старейшая в Новосибирске средняя общеобразовательная школа № 12, обычный класс со скромным интерьером, где нет ничего лишнего — парты, учительский стол, зеленая доска, цветы на окнах, стеллаж с учебными пособиями. За партами — представители педагогического сообщества региона, за учительским столом — губернатор Василий Юрченко. В столь необычном формате прошел очередной «Разговор с губернатором» на телеканале ОТС.

Бюджетная арифметика
В бюджете области 60 процентов от общего объема расходов занимает социальная сфера. В 2013 году на ее развитие планируется направить около 55 миллиардов рублей. Речь идет о сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения. На систему образования региона ежегодно выделяется 18 миллиардов рублей. Но даже при столь масштабных финансовых вложениях 59 процентов населения области недовольны качеством обучения — таковы данные соцопросов.

Как решать эту проблему? Губернатор считает, что необходимо создавать условия для развития материально-технической базы школ, для того, чтобы дети могли получать знания по максимуму.

Ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Василий Синенко высказал мысль: ситуацию в отрасли может значительно улучшить системный подход в учебно-воспитательном процессе. Создавать комфортные условия обучения детей, безусловно, нужно, поэтому большая часть бюджетных средств вкладывается в капитальный ремонт и реконструкцию зданий школ, оснащение кабинетов современным оборудованием. Однако он напомнил самое важное: дети приходят сюда за знаниями, а учить их должны квалифицированные педагоги.

— Особое внимание необходимо уделять учебно-воспитательному процессу, в основе которого должен лежать системно-деятельностный подход, — говорит Василий Яковлевич. — Однако многие педагоги предпочитают работать по старинке — спросил домашнее задание, объяснил новую тему, дал задание на дом. И такой пассивно-авторитарный подход в обучении ребенка продолжается в течение 11 лет. Считаю, что необходимо научить учителей учиться. Чтобы управлять этим процессом, надо принять региональную долгосрочную целевую программу «Школьный урок», в рамках которой можно проводить конкурсы, круглые столы и семинары по обмену опытом, внедрять авторские инициативы.

Губернатор поддержал инициативу, озвученную Василием Синенко, и напомнил, что в 2012 году на повышение квалификации и переподготовку учителей из областного бюджета было направлено 2,5 миллиарда рублей. Вся сумма была перечислена в виде субсидий муниципальным образованиям региона.

Кадровая анатомия
Директор школы № 1 рабочего поселка Маслянино Ирина Деревнина продолжила обсуждение следующим посылом: хоть каждая школа и живет собственным укладом, тем не менее идти в ногу со временем и совершенствовать свой профессиональный уровень необходимо. Маслянинские педагоги учатся на курсах повышения квалификации, разрабатывают авторские программы. В школе каждый второй учитель имеет высшую квалификационную категорию.

Здесь реализуют два региональных проекта: «Качество образования» и «Школа — центр физической культуры». В этом учебном году был открыт специализированный спортивный класс. У учителя, который мотивирован на новаторскую деятельность, есть все возможности реализовать себя. Где же взять таких учителей? Начальник управления образования Маслянинского района Марина Казицына вынуждена констатировать: основной проблемой сельских школ остается кадровый вопрос. Молодых педагогов в школах района лишь 12 процентов.

Кадровый дефицит стал буквально головной болью директоров сельских школ. Региональное правительство оказывает сельским школам поддержку, но проблемы, копившиеся годами, решить в один момент невозможно. Один из реальных путей удовлетворения кадрового голода на селе — обучение студентов педвузов на контрактной основе.

Положительные примеры такого опыта есть, их немало. В импровизированной телестудии, к примеру, об этом рассказала молодой учитель иностранного языка Юлия Зарипова. Она вернулась после обучения в педуниверситете в родное Маслянино, и сделала это с удовольствием, поэтому три года обязательной по условиям контракта отработки в местной школе ей не в тягость. На днях Юле вручили сертификат на однокомнатную квартиру, за что девушка очень благодарна администрации района. И вряд ли девушка захочет обменять столь уважительное отношение к своему труду в родном рабочем поселке на другие условия.

Кстати, решение квартирного вопроса для педагогов, работающих в сельских школах, правительство области держит под особым контролем. Учитель иностранного языка из школы № 301 рабочего поселка Сузун Ирина Медведева в этом году получила служебную квартиру. В прямом эфире она задала губернатору вопрос, который ее волнует и как председателя профсоюзного комитета школы: как в дальнейшем будет решаться проблема предоставления квартир молодым учителям?

Глава региона рассказал, что в 2012 году из областного бюджета на приобретение жилья педагогам было направлено 367 миллионов рублей. Это в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году. Средства выделяются в виде субсидий муниципалитетам. Два месяца назад в области стартовала программа предоставления учителям ипотечных кредитов на льготных условиях. Сумма на первоначальный взнос — из областного бюджета, процентная ставка по кредиту — льготная. С учетом того, что средняя заработная плата учителей составляет около 23 тысяч рублей, с выплатой кредита проблем не возникнет.

Химия для вундеркиндов
Зашла речь и о специализированных классах, которые начали активно создавать в школах области два года назад. Сегодня работают уже 110 спецклассов по различным направлениям — химико-биологическое, математическое, лингвистическое, гуманитарное, спортивное.

Директор средней общеобразовательной школы № 12 Наталья Конева, рассказывая об опыте своей школы, отметила: к обучению детей в таких классах привлечены доктора наук, а практику ученики проходят в вузах Новосибирска. И, между прочим, результаты такого обучения впечатляют: в 2012 году все 24 выпускника 12-й школы поступили в вузы.

В школе № 9 Куйбышева пока нет специализированных классов, однако у ребят 10 — 11-х классов есть возможность углубленно изучать математику. Создать такую систему удалось благодаря сотрудничеству школы с аграрным университетом. Учителя школы надеются, что в скором времени у них тоже появятся специализированные классы, они уверены, что это — хорошая подготовка детей к выбору будущей профессии.

Ода школьной форме
Споры об обязательном введении в общеобразовательных учреждениях школьной формы ведутся давно. Не обошлось без обсуждения этой темы и в телевизионном формате. Как выяснилось, выработать какую-то общую концепцию в отношении форменной одежды пока не удалось, поэтому каждая школа решает проблему по своему усмотрению.

На встрече с губернатором учителя выступили с предложением разработать и принять региональный закон, регламентирующий обязательное введение школьной формы в образовательных учреждениях области.

Губернатор одобрил эту идею, подчеркнув: школьная форма дисциплинирует. Василий Юрченко высказался в поддержку инициативы — если она будет исходить от педагогического сообщества.

Еще одним проблемным вопросом являются учебники, вернее, их отсутствие в школьных библиотеках. Каждый год родителям приходится покупать учебники и рабочие тетради, полный набор которых обходится семейному бюджету по 3 — 4 тысячи рублей на одного ребенка.

Многодетным и малообеспеченным категориям граждан учебники предоставляются школьными библиотеками бесплатно. Учителя, мотивируя свой вопрос многочисленными обращениями родителей, поинтересовались у губернатора, возможно ли обеспечивать всех детей бесплатными учебниками за счет региональной казны.

Василий Юрченко подчеркнул, что для удовлетворения этих нужд необходима сумма в 5,5 миллиарда рублей ежегодно. При этом закон об образовании на территории Новосибирской области не нарушается, потому что 100 процентов детей из многодетных и малообеспеченных семей учебники получат в полном объеме.

Конечно же, в прямом эфире, ограниченном временным форматом школьного урока, невозможно обсудить все вопросы, волнующие современного учителя. Но были обозначены способы решения самых важных.

ЦИФРА
На приобретение жилья педагогам в 2012 году из областного бюджета было направлено 367 миллионов рублей, что в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: